Как развивать мозг и мыслить быстрее: тренировки и головоломки

Человеческий мозг — это удивительный и сложнейший механизм, полное понимание работы которого, вероятно, станет доступно науке еще не скоро. Однако современные исследования уже позволяют делать важные практические выводы. Один из ключевых принципов — нейропластичность, то есть способность мозга меняться и развиваться в течение всей жизни под воздействием опыта.

Мозг как мышца: важность регулярных тренировок

Интеллектуальные способности можно и нужно тренировать, подобно тому как спортсмены развивают мускулатуру. Действия, которые мы успешно выполняем и повторяем, закрепляются в нейронных связях, становясь навыками. И наоборот: то, что нам не удается, мы склонны избегать, и соответствующие нейронные пути ослабевают. Таким образом, чем чаще мы занимаемся «гимнастикой для ума», решая новые задачи и осваивая новое, тем более гибким, быстрым и эффективным становится наше мышление.

Миф о возрасте и возможностях мозга

Нередко от людей старшего поколения можно услышать: «Голова уже не та, возраст не тот». Это распространенное заблуждение. С возрастом могут замедляться некоторые физиологические процессы, например, из-за ухудшения кровоснабжения при определенных заболеваниях. Однако сама способность к обучению, запоминанию и решению сложных задач сохраняется. Ум можно и нужно тренировать в любом возрасте, и это приносит ощутимые результаты.

Практикум: разминка для ума

Предлагаем вам несколько занимательных головоломок, которые послужат отличной тренировкой для логики и нестандартного мышления. Попробуйте найти решение, прежде чем заглянуть в ответы (которые, кстати, приведены ниже).

1. Смешной клоун. Клоун в цирке то падает, то поднимается. Зрители смеются. Он встает, но снова спотыкается о бочку. Зрители хохочут еще громче. Наконец, клоун садится на край манежа, и публика смеется уже над Вовой. Почему?

2. Виды из ресторана. Петр Петрович ужинал в ресторане. Когда ему подали первое блюдо, он взглянул в окно и увидел красивую большую церковь. Приступив ко второму, он увидел в том же окне бескрайнее поле. За десертом он вновь посмотрел в окно и увидел речку. Как такое возможно?

3. Сны Маши. После обеда Маша прилегла вздремнуть. Она спала только на спине, ни разу не повернув головы. Проснувшись в первый раз, она увидела в окно дерево. Во второй раз — дом. В третий раз — пролетающий самолет. Как это могло произойти?

Ответы для самопроверки:
1. Вова — это имя клоуна. Зрители смеялись над его неуклюжестью, а когда он сел, они увидели его имя, написанное на спине костюма.
2. Петр Петрович ужинал в поезде, а окно было в вагоне-ресторане. Пейзаж за окном менялся по мере движения состава.
3. Маша спала в самолете. Просыпаясь, она каждый раз смотрела в иллюминатор, который оказывался напротив разных объектов: сначала дерева на взлетно-посадочной полосе, потом дома при наборе высоты, а затем — других самолетов в небе.