Как соцсети меняют музыкальную индустрию

Последнее десятилетие в корне изменило практически все аспекты мировой музыкальной индустрии. Исполнители стали по-другому общаться с поклонниками, появились новые способы заработка, вытеснившие старые модели извлечения прибыли. Коренному преобразованию подверглось медиапространство, даже пиратство стало другим. Двигателем же этих преобразований выступили социальные сети.

Как изменилась жизнь меломана за 10 лет

В 2010 году день типичного меломана начинался с просмотра блогов музыкальной тематики (Old Ship Bar и других), продолжался загрузкой модных альбомов с торрент-трекеров, а заканчивался посещением концерта новой разрекламированной группы в каком-нибудь не слишком вместительном баре. Айфоны еще не приобрели массовую популярность, да и смартфоны на Android были у очень немногих людей. Легальными источниками новых треков служили MySpace и «Яндекс.Музыка». Огромная база с музыкальными файлами уже тогда была представлена в VK, но ее юридический статус долго оставался под вопросом. Миллионам пользователей это не мешало насаждаться музыкой и делиться с другими людьми в социальной сети своими треками.

За 10 лет ситуация в корне поменялась. Блоги мигрировали в Telegram, пиратство большей частью осталось в прошлом, практически вымерли как класс MP3-плееры. Теперь коллекция музыки – это не терабайтный архив на жестком диске, а медиатека, уютно разместившаяся в одном из стриминговых сервисов. MySpace канул в небытие, платформа «ВКонтакте» теперь работает с медиаконтентом преимущественно на легальной основе. Новые исполнители и группы легко делают концерты на 1500-3000 человек, а не 200-300, как это было раньше. Социальные сети и стриминговые сервисы навсегда изменили культуру потребления музыки.

От упадка к расцвету

Вторая половина нулевых – период упадка мировой индустрии музыки. К 2010 году объем рынка сократился на треть за несколько лет. Пираты и широкополосной интернет, позволявшие бесплатно достать любую музыку, серьезно ослабили индустрию. Сворачивание рынка к тому же сопровождалось культурной стагнацией. Последние дни в привычном виде доживало музыкальное телевидение. Но именно тогда начал закладываться фундамент для глобальных перемен, которые в корне изменят ситуацию уже через несколько лет.

Демократизация платформ MySpace, «ВКонтакте» и других позволили исполнителям свободно распространять свою музыку, не пользуясь услугами посредников. Без лейблов они не могли получать доходы напрямую, но за счет роста аудитории увеличивали количество проданных билетов на концертах, зарабатывали на продаже мерча. Характерный пример успеха – Моргенштерн, который на радио онлайн бьет все рекорды по прослушиваниям. А ведь в начале десятых он был всего лишь одним из многих сотен кид-хоп-исполнителей, которые бахвалились на камеру и просто подражали кумирам. Постепенно он стал главным героем музыкальных и не только новостей.

Как соцсети меняют музыкальную индустрию

Музыканты в своем творчестве стали искреннее. Социальные сети стерли барьеры между исполнителем и слушателем. Любой пользователь может напрямую задать Хаски вопрос о дате выхода нового альбома и получить ответ или пару неприятных фраз в свой адрес. Можно подготовить кавер на композицию любимого музыканта. Он заметит трек и вытащит его в сторис. Сейчас эти вещи выглядят банальными, но 10 лет назад такого не было и близко.

Становление стриминговых сервисов для прослушивания музыки

Изменения в дистрибуции в итоге привели к демократизации ценовой политики. Уже соцсеть «ВКонтакте» являла собой неплохую платформу для музыкального стриминга, хотя возможности пользователей там еще были ограничены. Но никто не мешал закачать тысячи треков, подготовить собственный плейлист и наслаждаться музыкой сутки напролет. Именно благодаря российской социальной сети многие молодые люди привыкли слушать музыку в потоковом режиме, не скачивая треки на жесткий диск.

Постепенно увеличивали свое влияние легальные стриминговые сервисы, позволявшие прослушивать музыку в режиме онлайн и предоставлявшие огромный выбор треков. В РФ популярность набирала платформа Zvooq. В ЕС и США рынок завоевывал сервис Spotify. Вместо того чтобы отдавать за песню 10-20 рублей, можно было заплатить чуть больше, но за все треки сразу. И композиции можно было слушать не только в режиме онлайн, но и загрузить их на свое устройство.

С 2010-го по 2020 год совокупная прибыль сервисов стриминга музыки увеличилась почти в 30 раз. Новый способ потребления музыкальной продукции не просто спас индустрию от разорения, а обогатил ее. Получается, что люди, бесплатно выкладывавшие треки в VK и YouTube, подсказали своими действиями участникам рынка, как нужно действовать, чтобы порадовать потребителя. Развитие блогосферы привело к тому, что печатные издания и электронные СМИ перестали быть единственными хранителями экспертизы. Теперь можно сказать с уверенностью – музыкальная индустрия благодаря соцсетям больше никогда не будет прежней. И это хорошо!