
Ребенок, обладающий позитивным мышлением, имеет более высокую самооценку, испытывает больше любви к окружающему миру и людям. Его шансы стать счастливым и успешным человеком значительно возрастают, ведь он учится преодолевать трудности, а не зацикливаться на них.
Ключевую роль в формировании такого мировоззрения играет личный пример родителей. Если мама и папа умеют управлять своими эмоциями, не впадают в уныние при столкновении с проблемами и видят возможности даже в сложных ситуациях, то ребенок естественным образом перенимает эту модель поведения.
Часто, находясь в гостях, я стараюсь присоединиться к детям. Особенно если разговоры взрослых сводятся к бесконечным жалобам на болезни, высокие цены, неприятных соседей или политическую ситуацию, с общим настроем, что «все плохо и будет только хуже». В детской же царит совершенно другая атмостура. За час общения дети могут показать новый спортивный трюк, рассказать о походе, продемонстрировать рисунок или поделиться философскими открытиями. Однажды четырехлетний мыслитель изрек простую, но гениальную экономическую теорию: «Деньги нужны, чтобы путешествовать, покупать игрушки и еду. Если у человека есть деньги — у него есть все. А если нет, он их заработает и все равно будет иметь все!». Вот такой детский, не обремененный пессимизмом, взгляд на жизнь.
К счастью, и среди взрослых встречаются такие «повзрослевшие дети» — оптимисты, которые не застревают в проблемах, ищут позитив и смело воплощают в жизнь самые дерзкие идеи, делая мир вокруг себя лучше.
Почему позитивное мышление — это сила?
Быть оптимистом — не значит быть наивным или несерьезным. Это не отрицание реальности, а активная жизненная позиция сильного человека, который умеет реалистично оценивать ситуацию и находить в ней ресурсы для роста. И этому важному навыку можно и нужно учиться с детства.
Быть пчелой, а не мухой
Предложите ребенку поучиться у природы и «мыслить как пчела». Пчела и муха живут в одном мире, но их цели кардинально различаются. Пчела ищет цветы, собирает пыльцу и создает мед. Муха ищет мусор и разносит болезни. Человек, в отличие от насекомых, сам выбирает, на чем фокусировать свое внимание: на проблемах или возможностях. Сплетни, нытье, сквернословие — это «мушиная» работа. Видеть в людях хорошее, говорить добрые слова, обсуждать вдохновляющие темы и пытаться сделать лимонад даже из самых кислых лимонов — это стратегия «пчелы».
Убираем слово «не» из лексикона
Фразы «не умею», «не получается», «не знаю, что делать» — это ловушки. Когда моя дочь говорит подобное, я напоминаю ей, как она училась сидеть, ползать и ходить. Она не рассуждала: «У меня не вышло с первого раза, значит, не дано». Она просто пробовала снова и снова, день за днем, пока не добилась результата. Дети — прирожденные упорные ученики, пока их не научат сдаваться.
Играем в радость с Полианной
Классическая книга Элинор Портер «Полианна» уже столетие учит читателей всех возрастов искусству позитивного мышления. Это история о девочке, которая смогла «перевоспитать» целый городок снобов и пессимистов, научив их видеть прекрасное в обыденном и никогда не унывать. Ее любимая игра — «Умей радоваться!» — заключается в том, чтобы в любой, даже самой неприятной ситуации, найти повод для благодарности или радости.

Полианну сложно расстроить. Даже получив на праздник костыли вместо желанной куклы, она нашла в этом позитив: она рада, что они ей не нужны! Прочтите эту книгу вместе с ребенком или посмотрите одну из ее экранизаций, а затем попробуйте поиграть в эту простую, но глубокую игру.
Практика благодарности
Отличное ежедневное упражнение для закрепления навыка — благодарить. Предложите ребенку подумать и назвать хотя бы пять вещей, за которые он может сказать «спасибо» прямо сейчас: себе, миру, природе, близким. Это тренировка внимательности к хорошему. Например: «Я благодарен солнцу за теплый день», «Я благодарен себе за то, что сам собрал портфель», «Я благодарен бабушке за вкусный пирог», «Я благодарен другу за веселую игру».
А если не хочется улыбаться?
Крайне важно донести до ребенка, что быть оптимистом — не значит всегда носить маску веселья. Настоящая сила — в принятии всех своих эмоций. Оптимистам тоже бывает грустно, страшно или обидно. Подавлять эти чувства вредно. Отличная иллюстрация этого — мультфильм «Головоломка», который показывает ценность и необходимость каждой эмоции.
Бывает, что «позитивный» подросток боится показать свою грусть, потому что «все привыкли, что он всегда веселый». Или ребенок отгораживается от печальных событий, потому что «это не позитивно». В позитивном мышлении, как и во всем, важен баланс и честность с самим собой.
Фото: depositphotos