В этой статье я хочу рассказать о случае из моей ранней практики в качестве педагога-психолога, работавшей с детьми дошкольного возраста. Этот эпизод наглядно показывает, как чрезмерное увлечение виртуальным миром может влиять на поведение и восприятие реальности у ребенка.
Трудное начало работы с замкнутым ребенком
Ко мне на индивидуальные занятия привели четырехлетнего мальчика. Первое время он был очень молчалив, отказывался от любых предложенных активностей и постоянно просился домой. Период адаптации у всех детей разный, поэтому я просила маму оставаться в коридоре, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее. Однако мама часто уходила из здания, и после занятий нам приходилось ждать ее возвращения по 20 минут и более.
Вскоре я поняла причину такого поведения. Весь мир мальчика вращался вокруг компьютерных игр. Все его разговоры, интересы и желания были связаны только с виртуальной реальностью. Он постоянно просился за мой рабочий компьютер, чтобы поиграть.
Безуспешные попытки найти общий язык
Я старалась разнообразить занятия: предлагала подвижные игры, логические задачи, работу с кинетическим песком и другими развивающими материалами. Но каждый раз, приходя на занятие, ребенок с восторгом рассказывал о своих компьютерных достижениях и торопился обратно к монитору.
Попытка включить его в групповые занятия с другими детьми также не увенчалась успехом — интерес к реальному взаимодействию отсутствовал.
В беседах с мамой я объясняла, что ребенок не проявляет интереса к занятиям, его знания не соответствуют возрастной норме, и все его мысли заняты компьютерными играми. Я рекомендовала ограничить время за компьютером, но мама лишь формально соглашалась, не предпринимая реальных действий.
Обратите внимание: Наблюдатель за наблюдателем или как оставаться здесь и сейчас.
Ситуацию усугубляло то, что домашние задания выполняла сама мама, о чем ребенок открыто заявлял: «Мама сделала задание».Критический момент: угроза ножницами
Одним из ключевых моментов в этой истории стало то, что при заполнении анкеты мама не указала на возможные поведенческие особенности ребенка, хотя позже выяснилось, что у него бывали вспышки агрессии.
Во время одного из занятий мы рассматривали картинки с различными видами транспорта, и мальчик выбрал изображение самосвала. Я начала объяснять, что это за машина и для чего она используется, но ребенок снова погрузился в мир своих игровых фантазий. Он утверждал, что эта машина нужна ему в игре, описывал игровые сценарии и настаивал, что это не настоящий транспорт.
Когда я осторожно предположила, что самосвал — это реальная машина, которая возит песок на стройки, произошло неожиданное. Ребенок замолчал, осмотрелся, взял со стола ножницы, замахнулся на меня и произнес фразу, которая стала названием этой статьи:
— «Я сейчас их (ножницы) в вас воткну!»
На мой вопрос «За что?» он ответил:
— «За то, что вы со мной не согласны, что эта машина из моей игры!»
Реакция родителей и итоги работы
Мне удалось успокоить ребенка и предотвратить опасную ситуацию. После занятия я рассказала обо всем маме, но ее реакция была поразительной: она отмахнулась и сказала: «Ой, да, забыла предупредить, у него бывают вспышки агрессии».
Мы продолжили занятия еще некоторое время, но значительных результатов достичь не удалось. Сейчас, имея больше опыта, я, конечно, построила бы работу иначе, установила бы четкие границы и правила. Но тогда я была начинающим специалистом, и эта ситуация стала для меня серьезным испытанием.
Я искренне хотела помочь ребенку, но ни ему, ни его маме это не было нужно, хотя многое еще можно было исправить в тот момент.
Эта история заставляет задуматься о важности родительского контроля за digital-средой детей и своевременном обращении к специалистам при возникновении проблем.
Желаю всем психического и физического здоровья! До новых встреч!
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: "Я сейчас воткну в вас ножницы!".