Коко Шанель — легендарная фигура в мире моды, женщина-новатор, основавшая одноименный Дом моды. Её философия строилась на принципе, что истинная элегантность неотделима от комфорта. Благодаря её творческому гению появились культовые вещи, определившие стиль XX века: маленькое черное платье, женский брючный костюм, сумочка на цепочке и многие другие элементы, ставшие символом утонченного вкуса.
Детство и юность в монастыре
Судьба Габриэль Шанель — это история человека, который «сделал себя сам», преодолев тяжелые обстоятельства. Её детство нельзя назвать счастливым.
Отношения с матерью, Жанной, у Габриэль не сложились. В юности Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Альберт, работавший странствующим торговцем, сбежал от ответственности. Жанна разыскала его, и вскоре после встречи родила дочь. Поглощенная страстью к непутевому мужу, мать почти не уделяла внимания Габриэль и её младшим братьям и сестрам.
Отец, напротив, остался в памяти Габриэль как яркая личность. Его редкие визиты были для детей праздником. Шанель утверждала, что унаследовала от отца его обаяние: ослепительную улыбку, живые, блестящие глаза и густые волосы.
«Мое одиночество сделало меня сильной личностью» — позже скажет она, и корни этой силы лежали в детских годах. После смерти матери Габриэль оказалась в сиротском приюте при монастыре в Обазине. Суровый режим, где каждое действие — от подъема до приема пищи — регламентировалось, стал для свободолюбивой девочки испытанием. Эти годы сформировали её характер и мировоззрение.
Много лет спустя, став успешной, Шанель прикажет архитектору воссоздать в своем доме каменную лестницу из монастыря — ту самую, по которой в детстве ей запрещали бегать. Теперь она могла ходить по ней так, как хотела, символически победив прошлое.
Несмотря на наличие многочисленных родственников (только у её деда по отцу было 19 детей!), Габриэль чувствовала себя одинокой. Лишь дед и тетка Луиза изредка забирали её на каникулы. Попытка сбежать из монастыря закончилась неудачей из-за нехватки денег, и девушку определили в еще более строгий пансион института Богоматери в Мулене. Именно там она впервые серьезно научилась шитью — навыку, который в будущем станет основой её империи.
Молодость и первые шаги
После окончания пансиона Габриэль вместе с тетей Андриенной устроилась в магазин, торговавший приданым для невест. Она также подрабатывала, подшивая и чиня платья местных светских дам. Возможно, именно тогда у неё зародилось отвращение к тяжелым цветочным духам, которыми дамы маскировали недостаток гигиены. Позже это повлияет на создание её собственного, чистого и свежего аромата — Chanel №5.
«Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали», — считала Шанель. Она решила круто изменить свою жизнь. В гарнизонном Мулене, где квартировался полк, популярным развлечением были кафе-шантаны. Наблюдая за певицами в кафе «Ротонда», Габриэль решила, что споет не хуже. Её дерзость и самоуверенность покорили директора, и она получила контракт.
Бывшая певчая церковного хора легко справлялась с легкомысленными куплетами. Особый успех имела песенка с припевом «ко-ко-ри-ко». Публика, вызывая её на бис, кричала «Коко!». Так родился псевдоним, который обессмертит её имя.
«Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым», — говорила она. Популярности в Мулене ей было мало. На деньги своего поклонника, богатого наследника и любителя скачек Этьена Бальсана, она отправилась покорять курортный Виши, мечтая о большой сцене. Однако карьера певицы не задалась, и Габриэль вернулась, стоя перед выбором: снова взяться за иголку или найти другой путь.
Этьен Бальсан и рождение дизайнера
В 22 года Габриэль начинает новую главу жизни, переехав в поместье Этьена Бальсана в Руайо. Формально она была его ученицей в верховой езде, но фактически стала его любовницей, хотя и подчеркивала свою независимость, не принимая дорогих подарков.
Переломный момент наступил, когда одна из подруг Бальсана, Эмильенна д’Алансон, попросила Коко переделать шляпку. Результат так понравился, что вскоре все знакомые дамы захотели такие же головные уборы от Коко. Это был первый творческий и коммерческий успех.
Стремясь к полной независимости, Шанель уговорила Бальсана предоставить ей его парижскую квартиру для открытия мастерской. Её философия «элегантность невозможна без удобства» начала воплощаться в жизнь. Она не одевала, а, по сути, раздевала женщин, освобождая их от корсетов, кринолинов и пышных шляп. Её простые, удобные и элегантные модели, которые дамы могли носить без помощи горничных, вызывали скандал и восхищение. Мэтр моды Поль Пуаре презрительно называл её шляпы «полным безобразием», но это был глас прошлого.
Вторая мировая война и триумфальное возвращение
Вторая мировая война заставила Шанель закрыть все свои бутики. Казалось, её эпоха закончилась. Однако в 70 лет, 5 февраля 1954 года (она считала пятерку своим счастливым числом), она представила новую коллекцию. Показ был встречен ледяным молчанием, а французская пресса подвергла её жестокой критике, назвав саму Шанель «престарелой».
Но триумф был отложен, а не отменен. Американский журнал Life, имевший тогда огромную аудиторию, опубликовал восторженную статью, назвав её работы революционными. Так началось второе, еще более громкое восхождение Шанель. В 1960-е годы вещи от Chanel стали униформой для мировой элиты: Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Брижит Бардо.
Наследие Коко Шанель
Стиль, созданный Коко Шанель, пережил свою создательницу и продолжает определять каноны элегантности. Она стала не просто реформатором, а основателем бренда, который является синонимом безупречного качества и статуса.
Её афоризмы о жизни, моде и женщинах остаются актуальными и сегодня. История её жизни, полная борьбы, страсти и творчества, продолжает вдохновлять, находя отражение в многочисленных книгах и фильмах, таких как «Коко до Шанель» (2009) с Одри Тоту и «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009).
Коко Шанель удалось перекроить по своим лекалам не только моду, но и весь мир, дав женщинам новую свободу и уверенность в себе.
Больше интересных статей здесь: Красота и здоровье.
Источник статьи: Коко до Шанель: великий реформатор моды.