Истоки в отвержении
Глубокое неприятие себя чаще всего зарождается в детские годы и связано с отношением родителей. Внутри каждого взрослого продолжает жить тот самый ребёнок, чьи потребности в принятии и любви могли остаться неудовлетворёнными. Это внутреннее «я» продолжает влиять на наше восприятие себя во взрослой жизни.
Пять классических сценариев формирования нелюбви к себе
- Ребёнок «не того» пола
Ситуация, когда родители ждали мальчика, а родилась девочка, или наоборот. Неприятие может проявляться косвенно — например, через выбор универсального, «нейтрального» имени (Александра, Евгений), что символически отрицает гендерную идентичность ребёнка. - Ребёнок «не соответствует ожиданиям»
Активные, спортивные родители могут не принимать спокойного, творческого ребёнка, увлечённого музыкой или книгами. В ответ на естественные склонности ребёнок получает критику или давление, заставляющее его чувствовать себя «неправильным». Детская психика делает вывод: «Чтобы меня любили, я должен быть другим». - Ребёнок как «память» или проекция
Иногда ребёнка рожают «в память» о прошлых отношениях, а его черты (например, глаза) постоянно напоминают о другом человеке. На малыша проецируется весь эмоциональный груз — обида, разочарование или идеализация, что мешает видеть в нём самостоятельную личность. - Ребёнок как «помеха»
Малыш воспринимается как обуза, мешающая карьере, личной жизни или свободе. Часто это происходит, когда ребёнок появляется «незапланированно» у молодых, психологически незрелых родителей. Фразы вроде «Если бы не ты, я бы добилась большего» закрепляют у ребёнка чувство вины за само своё существование. - Ребёнок как «смысл жизни» или «жертва»
Родитель полностью растворяется в родительской роли, возлагая на ребёнка непосильную ношу: «Я ради тебя всем пожертвовала». Ребёнок становится ответственным за эмоциональное состояние и смысл жизни взрослого. Если позже он заводит свою семью или, наоборот, отказывается от этого, его снова обвиняют в предательстве («Для чего мне теперь жить без внуков?»).
Эти установки усиливаются, если ребёнок сталкивается с подтверждением своей «неправильности» со стороны других авторитетных фигур — учителей, родственников или сверстников.
Последствия во взрослой жизни
Когда такой ребёнок вырастает физически, его внутренний мир часто остаётся травмированным. Вот основные последствия, с которыми он может столкнуться:
- Установка «я плохой» — устойчивое убеждение в собственной неполноценности, ощущение, что любовь и забота должны быть «заслужены», склонность к саморазрушительному поведению.
- Экзистенциальная неуверенность — постоянные, иногда неосознаваемые вопросы: «Имею ли я право на жизнь? На свои чувства и желания?»
- Потеря контакта с эмоциями — трудности в понимании, что ты чувствуешь, неспособность назвать свои переживания, эмоциональная «замороженность».
- Отрыв от тела — игнорирование физических потребностей и сигналов усталости, болезни, склонность к травмам, хроническое ощущение истощения и нехватки энергии.
- Внутренняя пустота — постоянное чувство вакуума, который человек пытается заполнить едой, зависимостями, работой или другими внешними стимулами.
Этот список можно продолжать, но перечисленные пункты отражают ключевые трудности, с которыми сталкиваются люди, выросшие в условиях эмоционального отвержения.
Что можно сделать?
Об этом мы подробно поговорим в следующих публикациях...
________________________
Вопрос для размышления: Подумайте, какими действиями на этой неделе вы проявили любовь к себе, а какими — нелюбовь?
Больше интересных статей здесь: Отношения.
Источник статьи: НЕЛЮБОВЬ К СЕБЕ - ОТКУДА ОНА БЕРЁТСЯ?.