Корни самоотвержения: как детское неприятие формирует нелюбовь к себе

Истоки в отвержении

Глубокое неприятие себя чаще всего зарождается в детские годы и связано с отношением родителей. Внутри каждого взрослого продолжает жить тот самый ребёнок, чьи потребности в принятии и любви могли остаться неудовлетворёнными. Это внутреннее «я» продолжает влиять на наше восприятие себя во взрослой жизни.

Пять классических сценариев формирования нелюбви к себе

  1. Ребёнок «не того» пола
    Ситуация, когда родители ждали мальчика, а родилась девочка, или наоборот. Неприятие может проявляться косвенно — например, через выбор универсального, «нейтрального» имени (Александра, Евгений), что символически отрицает гендерную идентичность ребёнка.
  2. Ребёнок «не соответствует ожиданиям»
    Активные, спортивные родители могут не принимать спокойного, творческого ребёнка, увлечённого музыкой или книгами. В ответ на естественные склонности ребёнок получает критику или давление, заставляющее его чувствовать себя «неправильным». Детская психика делает вывод: «Чтобы меня любили, я должен быть другим».
  3. Ребёнок как «память» или проекция
    Иногда ребёнка рожают «в память» о прошлых отношениях, а его черты (например, глаза) постоянно напоминают о другом человеке. На малыша проецируется весь эмоциональный груз — обида, разочарование или идеализация, что мешает видеть в нём самостоятельную личность.
  4. Ребёнок как «помеха»
    Малыш воспринимается как обуза, мешающая карьере, личной жизни или свободе. Часто это происходит, когда ребёнок появляется «незапланированно» у молодых, психологически незрелых родителей. Фразы вроде «Если бы не ты, я бы добилась большего» закрепляют у ребёнка чувство вины за само своё существование.
  5. Ребёнок как «смысл жизни» или «жертва»
    Родитель полностью растворяется в родительской роли, возлагая на ребёнка непосильную ношу: «Я ради тебя всем пожертвовала». Ребёнок становится ответственным за эмоциональное состояние и смысл жизни взрослого. Если позже он заводит свою семью или, наоборот, отказывается от этого, его снова обвиняют в предательстве («Для чего мне теперь жить без внуков?»).

Эти установки усиливаются, если ребёнок сталкивается с подтверждением своей «неправильности» со стороны других авторитетных фигур — учителей, родственников или сверстников.

Последствия во взрослой жизни

Когда такой ребёнок вырастает физически, его внутренний мир часто остаётся травмированным. Вот основные последствия, с которыми он может столкнуться:

  1. Установка «я плохой» — устойчивое убеждение в собственной неполноценности, ощущение, что любовь и забота должны быть «заслужены», склонность к саморазрушительному поведению.
  2. Экзистенциальная неуверенность — постоянные, иногда неосознаваемые вопросы: «Имею ли я право на жизнь? На свои чувства и желания?»
  3. Потеря контакта с эмоциями — трудности в понимании, что ты чувствуешь, неспособность назвать свои переживания, эмоциональная «замороженность».
  4. Отрыв от тела — игнорирование физических потребностей и сигналов усталости, болезни, склонность к травмам, хроническое ощущение истощения и нехватки энергии.
  5. Внутренняя пустота — постоянное чувство вакуума, который человек пытается заполнить едой, зависимостями, работой или другими внешними стимулами.

Этот список можно продолжать, но перечисленные пункты отражают ключевые трудности, с которыми сталкиваются люди, выросшие в условиях эмоционального отвержения.

Что можно сделать?

Об этом мы подробно поговорим в следующих публикациях...

________________________

Вопрос для размышления: Подумайте, какими действиями на этой неделе вы проявили любовь к себе, а какими — нелюбовь?

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: НЕЛЮБОВЬ К СЕБЕ - ОТКУДА ОНА БЕРЁТСЯ?.