Александр Дюма-сын однажды высказал пророческую мысль: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее». Сегодня, спустя более полутора веков, мы видим, насколько он был прав. Опера Джузеппе Верди «Травиата» по-прежнему занимает почетное место в репертуаре ведущих театров мира, хотя ее путь к признанию был тернист.
Провальная премьера и её причины
Премьера, состоявшаяся 6 марта 1853 года в венецианском театре «Ла Фениче», обернулась полным провалом. Спектакль был освистан. Критики и публика сошлись во мнении, что проблема была не в музыке, а в неудачном выборе исполнительницы главной роли. Певица, обладавшая солидным возрастом и внушительными формами, была далека от образа хрупкой, умирающей от чахотки молодой куртизанки Виолетты. Верди, присутствовавший в зале, был глубоко оскорблен свистом и смехом. На следующий день газеты писали, что музыку финального акта заглушал смех публики. Лишь немногие ценители разглядели новаторство композитора, отметив, например, дуэт из второго акта как смелый отход от устаревших оперных канонов.
Музыка, рожденная из личной боли
Эта неудача стала для Верди особенно болезненной, ведь в «Травиату» он вложил частицу своей души. Музыка оперы стала для него способом выразить не только историю вымышленной героини, но и собственную невыразимую скорбь. Её источником стала трагическая смерть его первой, горячо любимой жены Маргериты Бареззи. Эта потеря оставила в душе композитора незаживающую рану, которую не смог полностью исцелить даже второй брак с певицей Джузеппиной Стреппони, преданно его обожавшей. Вся глубина его чувств — страсть, нежность и непреходящая боль — излилась в партитуре «Травиаты». Биограф Франц Верфель описывал, как спустя годы, гуляя по Венеции, Верди вдруг услышал в себе мелодии из оперы и не смог сдержать рыданий. Эта внезапная эмоциональная вспышка вновь напомнила ему о личном горе.
Рождение замысла в Париже
Идея оперы родилась в 1852 году в Париже, куда 39-летний Верди приехал с Джузеппиной для переговоров с театром «Гранд Опера». В основном он работал над завершением «Трубадура», и лишь однажды Джузеппина уговорила его посетить нашумевшую постановку пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Пьеса, основанная на реальной истории куртизанки Мари Дюплесси, произвела на композитора огромное впечатление. Он почти мгновенно принял решение создать на её основе оперу. Название «Травиата», что означает «падшая женщина», пришло само собой. Для написания либретто Верди привлек опытного Франческо Мариа Пиаве, с которым они упростили сюжет, сохранив суть драмы, и постарались избежать затянутости, особенно в финале.
Напряженная работа в Сант-Агате
Верди писал музыку с одержимостью, забыв даже о своем любимом увлечении — ведении хозяйства в имении Сант-Агата. Он погрузился в работу настолько глубоко, что практически не общался с Джузеппиной, которая в отчаянии писала ему трогательные записки, умоляя уделить ей хотя бы немного внимания. Это был удивительный парадокс: в реальной жизни композитор был сдержан и практичен, а в творчестве — страстным и тонким лириком. Никогда прежде ни один персонаж не занимал в его творчестве такого центрального места, как Виолетта. Он создал не пафосную героическую драму, а интимную историю о любви и жертве, сосредоточив всё внимание на внутреннем мире молодой женщины.
Гениальность музыкального воплощения
Верди сумел средствами одной музыки достичь невероятной эмоциональной глубины. Дуэты Виолетты с Жермоном и Альфредом, её проникновенное «Люби меня, Альфред!», трагический финал — всё это создает незабываемый портрет женщины с нежной душой, ставшей жертвой обстоятельств. Как точно позже заметил Марсель Пруст, «Верди придал «Даме с камелиями» стиль, которого не хватало драме Дюма». Музыка здесь говорит сама за себя, порой отодвигая слова на второй план.
Триумфальное второе рождение
Несмотря на горечь провала, Верди не сомневался в ценности своего творения. Уже в 1854 году в венецианском театре «San Benedetto» состоялась новая постановка. Чтобы угодить публике, действие перенесли в XVIII век, но главным ключом к успеху стали блестящие исполнители и слаженный оркестр. На этот раз опера имела оглушительный успех, и вскоре «Травиата» покорила Лондон, Париж, а затем и всю Европу, навсегда утвердившись в мировом репертуаре. Секрет её бессмертия, как отметил Франц Верфель, кроется в безграничном сострадании к своей героине, которое Верди сумел передать через музыку. Ирония судьбы в том, что со временем популярность оперы стала для самого композитора обременительной — мелодии «Травиаты» звучали повсюду, даже из уличных шарманок, которые он однажды скупил на курорте, лишь бы не слышать «заезженных» тем. Но это лишь подтверждало, что его музыка, рожденная из личной трагедии, стала достоянием всего человечества.