Конец августа 1883 года в Буживале под Парижем встретил Ивана Сергеевича Тургенева промозглой погодой и ощущением надвигающейся осени. Писатель жил в уютном флигеле на территории усадьбы «Ясени», которую он когда-то приобрел совместно с Полиной Виардо. В трехстах метрах, среди изумрудных ясеней, стоял просторный дом певицы, всегда наполненный музыкой и гостями со всей Европы.
Дом, где жила музыка
Тургенев был частым гостем в этом доме. Его путь лежал по липовой аллее, мимо благоухающих цветников, напоминавших ему родное Спасское-Лутовиново. Однако с годами ностальгия по родине уступала место более сильному чувству. Писатель признавался, что лишь присутствие Полины Виардо делало его по-настоящему счастливым, даже если это счастье было подчинено ее воле. Его преданность доходила до того, что он мог бросить все и мчаться к ней через всю Европу из-за малейшего намека на ее недомогание.
Семья, ставшая родной
В семье Виардо Тургенев чувствовал себя как дома. Он не только боготворил Полину, но и искренне привязался к ее дочерям, особенно к младшей Марианне. Здесь же, под крылом певицы, воспитывалась и его внебрачная дочь Пелагея (Полина), рожденная от мимолетной связи в молодости. Удивительно, но теплые и доверительные отношения сложились у Тургенева и с мужем Полины, Луи Виардо. Их объединяли общие страсти — литература и охота, а их дружба, казалось, совершенно не омрачалась ревностью, несмотря на глубокие чувства Ивана Сергеевича к его жене.
Роковая встреча
Все началось в 1843 году в Петербурге, когда Тургенев впервые увидел Полину на сцене в роли Розины из «Севильского цирюльника». Ее голос и талант покорили его навсегда. Любовь писателя была столь пылкой и открытой, что порой вызывала недоумение у его друзей. Известен случай, когда он прервал карточную игру у Некрасова, чтобы поделиться восторгом от того, что Виардо смазала ему виски одеколоном от головной боли.
Последние дни в Буживале
К августу 1883 года здоровье Тургенева, долгие годы подтачиваемое болезнями, серьезно пошатнулось. После тяжелой операции и обострения подагры Полина перевезла его в «Ясени» в надежде на целебный деревенский воздух. Прикованный к постели, исхудавший, он проводил дни в воспоминаниях. Перед его мысленным взором проплывали картины далекого Спасского, но центральное место в них всегда занимал образ Полины. Он вновь и вновь переживал свою любовь, которая, несмотря на угрозы матери и непонимание окружающих, оставалась для него смыслом существования.
Любовь как источник вдохновения
Тургенев не замечал условных недостатков во внешности Виардо — его пленили ее бездонные глаза, грация и, конечно, гениальный талант. Ее отсутствие причиняло ему почти физическую боль, а ее одобрение было высшей наградой. Писатель признавался, что творит во многом для того, чтобы иметь счастье читать ей свои произведения. Полина, с ее тонким юмором, однажды заметила, что русские и не подозревают, кому обязаны тем, что Тургенев продолжает писать.
В один из таких пасмурных дней, когда за окном барабанил дождь, в комнату больного вошла Полина. Ее легкая походка, полная заботы, и взгляд, исполненный нежности, заставили слезы навернуться на глаза писателя. «О, царица цариц! — прошептал он. — Сколько добра ты сделала…». И в его глазах, обращенных к женщине, которая навсегда озарила его жизнь, светилась тихая и бесконечная благодарность.