Масленица на Русском Севере, как и по всей России, была временем широких гуляний и веселья. Однако у северных традиций были свои уникальные черты. В отличие от многих других регионов, здесь не было принято сжигать чучело Масленицы или разжигать большие костры. Зато праздник славился множеством других, не менее ярких обрядов и забав, в которых отражался местный колорит.
Праздник молодожёнов и шуточные испытания
Если Святки считались временем холостой молодёжи, то Масленица была праздником для недавно созданных семей. Молодожёны, навещавшие родню невесты, становились главными участниками обрядов, часто имевших игривый и эротический подтекст. Над ними добродушно подшучивали, что называлось «примораживать молодых», «солить рыжики» или «шапки трясти». Целью этих забав было публичное проявление чувств между супругами.
Например, в Пинежском уезде молодую жену могли заставить целовать мужа столько раз, сколько пожелает собравшаяся компания. Если же она стеснялась, под сани молодой пары лили воду, буквально «примораживая» их к месту. Только исполнив условие, супругов с песнями и смехом скатывали с ледяной горы. В Мезенском уезде практиковали другой обычай: у молодых отнимали шапки и не возвращали до тех пор, пока жена не поцелует мужа на глазах у всех. После этого пару тоже катали с горы под общее веселье.
Песни, игры и народная мудрость
На Мезени и в Лешуконье во время таких гуляний часто звучала игровая песня «Сковородочка». Её исполняли не только на Масленицу, но и на молодёжных посиделках в течение года во время различных «поцелуйных» игр. Песня в шутливой форме предписывала целоваться «двадцать раз» и прославляла саму идею любовных объятий.
Масленица была и временем доброй насмешки над теми, кто ещё не обрёл семейного счастья. В народе ходила меткая пословица, которая в шутку упрекала девушек, оставшихся без пары к празднику: «Девушки баски остались до Пасхи — задрали хвосты на Великие посты».
Катание с гор: веселье и магия
Одной из главных масленичных забав было массовое катание с ледяных гор. Подготовка начиналась заранее: юноши строили специальные деревянные скаты («катушки») или заливали водой естественные склоны рек. Катались на чём придётся: на простых санях, на нарядных санках с бубенцами и цепями, а то и просто на обледенелых рогожах.
Этому развлечению придавалось не только увеселительное, но и ритуальное значение. Например, девушки скатывались с гор на своих прялках. Считалось, что чья прялка уедет дальше, у той и кудель (шерсть для прядения) в будущем году будет самой лучшей и ровной. Парни, катая девушек, старались присесть к ним на колени, а самых «почётных» и любимых могли запросто вывалить в снег, перевернув сани. Такое внимание считалось знаком симпатии.
Помимо гор, большой популярностью пользовались деревянные кружала — прообразы каруселей, которые устанавливали прямо на льду рек. Неизменным успехом пользовались и лихие катания на тройках и парах лошадей, чьи дуги и сбруя были украшены лентами, бубенцами и начищенными до блеска колокольчиками.
Северное угощение: не блины, а сковородники
Интересной особенностью Архангельского Севера было то, что главным масленичным угощением здесь были далеко не всегда блины. Их часто заменяли «сковородники» — особые круглые лепешки из пшеничного теста, которые обильно поливали сверху сметаной. В огромных количествах хозяйки пекли также традиционные для Севера открытые пирожки — калитки, сочни и особенно любимые шаньги с разнообразными начинками: пшённой, крупяной и другими.