Весенний цикл традиционных обрядов на Русском Севере, в частности в Мезенском крае, имел свои отличительные черты. Хотя он был не столь обширным, как в центральных регионах России, местные жители сохраняли глубокую связь с природными циклами и календарными праздниками. Особое значение придавалось периоду весеннего равноденствия, который был насыщен ритуалами, направленными на обеспечение благополучия и будущего урожая.
День Сорока мучеников и весенние предзнаменования
Ключевой датой в конце марта (22 числа) был день памяти Сорока мучеников. К этому празднику в деревнях готовили особое обрядовое угощение — сочни. Их выпекали из ржаной муки по особой технологии: сначала готовили корж из дрожжевого теста, а затем на него выливали густую, темную и сладкую опару, после чего заготовку складывали пополам. Это лакомство, которое обязательно запивали чаем, выполняло ту же символическую роль, что и известные в других регионах «жаворонки» или каргопольские «тетерки» — оно олицетворяло приход весны и пробуждение природы.
С этим днем была связана важная народная примета, отражающая трепетное отношение крестьян к погоде. Считалось, что если утром 22 марта стоит мороз, то следующие сорок дней также будут морозными, что могло нанести серьезный ущерб посевам и даже привести к многолетним неурожаям, которые в народе называли «лихолетьем».
Великий пост и подготовка к Пасхе
Весенний цикл был тесно переплетен с церковным календарем Великого поста. В этот период отмечались особые недели: Средокрестная (четвертая неделя поста) и Вербная (шестая). На Вербной неделе, особенно в Вербное воскресенье, было принято заготавливать «вички» — ветки вербы, которые символизировали возрождение и жизнь.
Кульминацией поста и всего весеннего цикла была Страстная (или Страшная) неделя, посвященная приготовлениям к Пасхе. Обряды этой недели носили ярко выраженный очистительный и защитный характер, их цель была — обновить дом и семью, отогнать все дурное.
Очистительные обряды Страстной недели
Особой силой наделялся Чистый (Страшной) четверг. В этот день совершались ритуалы для привлечения и сохранения благополучия. Например, существовало поверье: если до заката «перетрясти богатство» — то есть перебрать и пересмотреть наряды в сундуках, — то достаток в доме будет целый год. В амбарах трясли зерно, веря, что это поможет будущему урожаю. Также в четверг «правили» (перечитывали) заговоры, чтобы усилить их магическую силу. Хозяйки начинали активную подготовку к празднику: красили яйца, готовили творожную пасху и замешивали тесто для куличей.
Важнейшим коллективным обрядом всей Страстной недели было тщательное мытье изб. Уборку проводили не просто водой, а с использованием «дресвы» — специального отвара на основе можжевельника. На Архангельском Севере можжевельнику приписывали мощные защитные свойства; считалось, что он оберегает жилище и его обитателей от болезней, нечистой силы и сглаза, завершая таким образом цикл весеннего очищения перед светлым праздником.