Методы формирования команд для подвижных игр на уроках физкультуры

4. Распределение на команды. Организация игрового процесса часто начинается с разделения участников на группы. Существует несколько проверенных методик, каждая из которых имеет свои преимущества, недостатки и оптимальную область применения.

Распределение по усмотрению преподавателя

В ситуациях, требующих создания абсолютно равных по силам и навыкам команд (например, в старших классах при проведении сложных спортивных игр), наиболее эффективным является метод, при котором состав формирует учитель. Этот подход гарантирует баланс, но лишает учащихся активного участия в процессе.

Быстрый расчет по порядку

Классический и самый оперативный способ — построение в шеренгу и расчет на «первый-второй». Первые номера образуют одну команду, вторые — другую. Аналогично можно создать три или четыре группы. Этот метод идеально подходит для стандартного урока, ограниченного по времени, однако его существенный минус — частое неравенство команд по уровню подготовки участников.

Разделение в движении

Еще один быстрый вариант — распределение играющих путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько планируется команд. Несмотря на скорость, состав получается в значительной степени случайным, и баланс сил между командами не гарантирован.

Выбор по сговору (договоренности)

Этот игровой метод очень нравится детям. Участники разбиваются на пары примерно равных по силам игроков, договариваются между собой, а выбранные капитаны команд выбирают их по названиям или условным знакам. Команды при таком подходе почти всегда получаются сбалансированными. Главный недостаток — процесс занимает много времени, что делает его непригодным для обычного урока.

Набор капитанами

Участники выбирают двух капитанов, которые по очереди набирают игроков в свои команды. Способ относительно быстрый и обычно приводит к формированию равных по силам коллективов. Однако здесь кроется серьезный психологический минус: капитаны неохотно выбирают слабых игроков, что может стать причиной обид и конфликтов. Чтобы смягчить этот эффект, рекомендуется не доводить выбор до конца, а оставшихся участников распределить простым расчетом. Данную методику стоит применять только в работе со старшеклассниками, которые способны более объективно оценивать возможности друг друга.