Ободные тормоза для велосипеда: виды, принцип работы, плюсы и минусы

Ободные тормоза — это самый распространённый вид тормозных систем на современных велосипедах, особенно в сегменте горных моделей. С большой долей вероятности именно они установлены и на вашем велосипеде.

Как устроены и работают ободные тормоза?

Принцип их работы основан на воздействии на обод колеса. Механизм состоит из двух тормозных колодок, которые расположены по обе стороны обода. При нажатии на ручку тормоза на руле усилие через тросик передаётся на механизм, который сводит эти колодки, сжимая обод. Сила трения между колодками и ободом и обеспечивает замедление или полную остановку колеса. Интересно, что исторически подобный принцип торможения использовался ещё на конных экипажах.

Основные виды ободных тормозов

Существует три основных вида ободных тормозов, различающихся конструкцией механизма:

  1. V-brake (векторные тормоза) — наиболее популярная и современная модель. Её рычаги и колодки образуют характерную V-образную форму, что обеспечивает мощное и эффективное торможение.
  2. Клещевые тормоза (U-brake) — механизм, напоминающий по форме клещи или букву U. Не так распространены на обычных велосипедах, но являются стандартом для дисциплины BMX, где их часто называют «крабами».
  3. Кантилеверные тормоза — более старая конструкция, предшественница V-brake. Часто встречалась на велосипедах прошлых поколений.

Преимущества ободных тормозов

  • Доступная цена: Значительно дешевле в производстве и покупке по сравнению с дисковыми аналогами.
  • Отсутствие перегрева: Обод имеет большую площадь рассеивания тепла, поэтому такие тормоза меньше подвержены перегреву на длительных спусках, чем дисковые.
  • Простота обслуживания: Легко ремонтировать, регулировать и заменять колодки даже в полевых условиях.
  • Малый вес: Конструкция легче, чем у дисковых тормозов, что ценится в некоторых дисциплинах.
  • Лёгкость настройки: Регулировка зазора и центровки не требует специальных навыков или инструментов.
  • Минимальная нагрузка на колесо: Не создают значительной нагрузки на втулку и спицы колеса.
  • Линейное торможение: Обеспечивают предсказуемую и легко дозируемую тормозную силу.

Недостатки ободных тормозов

  • Зависимость от погоды и условий: Эффективность резко падает в дождь, грязь или снег, когда обод становится мокрым или загрязнённым.
  • Чувствительность к геометрии обода: При «восьмёрке» (деформации обода) колодки могут начать задевать его, вызывая постоянное подтормаживание.
  • Быстрый износ колодок: Тормозные колодки требуют относительно частой замены.
  • Ограничения по установке: Не на все модели рам и вилок можно установить ободные тормоза из-за отсутствия необходимых креплений.
  • Износ обода: Постоянное трение приводит к постепенному истиранию поверхности обода, что в долгосрочной перспективе может привести к необходимости его замены.

Итог: Ободные тормоза остаются одним из самых популярных, недорогих и технологически простых решений для велосипеда. Они отлично подходят для катания в сухую погоду по асфальту и грунтовым дорогам, где их преимущества в виде низкой цены, простоты и малого веса проявляются в полной мере.