В сказочном мире Отфрида Пройслера маленькая Баба-Яга воспринималась своей строгой теткой Румпумпель как досадная ошибка, почти что недоразумение. Ее главным проступком было колдование по пятницам — действие, категорически запрещенное для ведьм. Однако сама юная волшебница считала это едва ли не единственным своим отступлением от правил и искренне старалась быть «хорошей», хотя ее представления о доброте и правильности сильно расходились с общепринятыми в ведьминском сообществе.
Конфликт ценностей и суровое наказание
Этот конфликт между внутренними устремлениями и внешними требованиями знаком не только сказочным героям, но и многим людям в реальной жизни. В один момент терпение старших ведьм лопнуло: маленькую Бабу-Ягу жестоко наказали, лишив ее метлы — главного инструмента и символа свободы. Усугубила ситуацию тетка, наябедничавшая на племянницу.
Обиженная и униженная, героиня отправилась домой пешком. В долгом пути ее переполняли чувства гнева и несправедливости. Она ощущала себя чуждым элементом, тем самым «недоразумением» среди сородичей, и в ее голове созревали планы мести. Домой она добралась едва живая от усталости и переживаний.
Мудрый совет и поворотный момент
Дома ее ждал верный друг — мудрый ворон Абрахас. Он искренне волновался за нее и отговаривал от разрушительных планов отмщения.
Обратите внимание: Главное - цель!.
Этот разговор стал переломным. Отказавшись от идеи мести, маленькая ведьма приняла другое, судьбоносное решение. Она осознала, что только сама может стать автором и главным действующим лицом в истории своей жизни, перестав быть пассивной жертвой обстоятельств и чужого мнения.Сказка как инструмент психологии
Эта история легла в основу практического занятия по психокоррекции и психотерапии. Студентам было предложено написать продолжение сказки Пройслера. Однако выяснилось, что не все с ней знакомы, поэтому задание адаптировали: можно было выбрать любую известную сказку для продолжения или даже создать совершенно новую историю.
Работая в творческих мини-группах, студенты с явным удовольствием погрузились в сочинительство и создание иллюстраций. Преподаватель выражает надежду, что плоды этого творчества выйдут за пределы учебной аудитории и будут представлены wider audience.
Глубокий психологический анализ проделанной работы и созданных текстов — дело ближайшего будущего. Как говорится в известной песне, «это присказка, не сказка, сказка будет впереди».
Наталья Бакшаева
кандидат психологических наук, доцент, член Российского Психологического Общества, руководитель психотерапевтических программ Института саногенного мышления
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: НЕДОРАЗУМЕНИЕ ИЛИ ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО?.