Чтобы глубоко понять ценность открытости в межличностных связях, необходимо сначала определить само это понятие. Лангеншейдт описывает открытость как «способность вызывать доверие, быть правдивым, избегать обмана... и не утаивать информацию». Хотя это определение верно, я предлагаю расширить его: открытость — это полное и свободное выражение всей многогранности своей личности в любых обстоятельствах, на всех уровнях коммуникации и в отношениях с любым человеком. Из такого определения становится очевидным, чему учит нас общество: оно утверждает, что социальное взаимодействие стало бы невозможным, если бы каждый человек всегда и во всем был абсолютно открыт.
Корни недоверия: догма о человеческом несовершенстве
Это рациональное оправдание скрытности базируется на глубоко укорененной гипотезе о нашей врожденной ущербности. Согласно ей, наши побуждения изначально нечисты, а естественные чувства и мысли часто порочны и требуют исправления. Эта догма внушает нам идею собственной неполноценности. В отличие от других живых существ, которые, как считается, существуют в гармонии и совершенстве в рамках экосистемы планеты, человек представлен как ошибка творения, призванный исправлять собственное несовершенство.
Последствия для развития и доверия
Как мы уже отмечали, это убеждение серьезно затормозило человеческое развитие. Принятие данной догмы привело к краху искренности и доверительности в отношениях между людьми, а в первую очередь — к утрате доверия человека к самому себе. Безусловно, в обществе часто можно услышать заявления о доверии к кому-либо или чему-либо, но это не то глубинное доверие, о котором идет речь.
Суть подлинного доверия
Доверие, которое я имею в виду, — это детское, фундаментальное доверие, произрастающее из врожденного чувства безопасности, заложенного природой. Оно принадлежит не только сфере сознательного, но пронизывает и бессознательное. Это доверие составляет основу каждой нашей мысли, эмоции или поступка. Если эта базовая уверенность в себе и мире утрачивается, о сохранении врожденной открытости не может быть и речи, поскольку способность к искреннему самовыражению всецело зависит от доверия к собственному внутреннему миру.