
Порт-Саид — это не просто город, это живое воплощение истории Суэцкого канала. Построенный одновременно с этим грандиозным инженерным сооружением, он стал его северными воротами. Судьба города всегда была неразрывно связана с каналом, переживая вместе с ним и трудные времена, и периоды расцвета. Сегодня это второй по значимости порт Египта после Александрии и четвертый по величине город страны. Утопающий в зелени садов, Порт-Саид превратился в крупный деловой центр Северной Африки, сохраняя при этом уникальную атмосферу.
Город особого назначения
История Порт-Саида, начавшаяся в 1859 году, относительно молода для Египта, но невероятно насыщенна. Город был назван в честь правителя Египта того времени, Саида-паши, и его строительство шло параллельно с прокладкой Суэцкого канала. Торжественное открытие и города, и канала состоялось 17 ноября 1869 года. Позже, в 1920-х годах, на песчаной косе между двумя рукавами канала вырос город-спутник Порт-Фуад.
Город не раз оказывался в эпицентре исторических событий. Наиболее трагической страницей стала Суэцкая война 1956-1957 годов, вспыхнувшая после национализации канала правительством Гамаля Абделя Насера. В течение суток 5-6 ноября 1956 года жители Порт-Саида героически сопротивлялись англо-французскому десанту. Жертвами тех событий стали тысячи горожан, а сам город за свое мужество был сравнен со Сталинградом, что позже привело к установлению побратимских связей между Порт-Саидом и Волгоградом.
Особый шарм Порт-Саиду придает его архитектура конца XIX — начала XX веков. В облике зданий причудливо смешались черты английского викторианского и французского колониального стилей. Обилие деревянных веранд и балконов добавляет средиземноморский колорит, а в некоторых постройках, как, например, в здании бывшей администрации Суэцкого канала, европейская строгость фасадов сочетается с традиционными исламскими зелеными куполами. Объявленный в 1976 году свободной экономической зоной, город динамично развивается как бизнес-центр, сохраняя при этом все атрибуты современного египетского курорта с развитой сферой обслуживания и пляжами.
Интересно и его расположение: Порт-Саид был возведен на песчаной косе между Средиземным морем и соленым озером Манзала, которую позже искусственно расширили. Европейские архитекторы, проектировавшие город, заложили в его основу «регулярную» планировку, нетипичную для традиционных мусульманских городов, с улицами, идущими параллельно морскому побережью или каналу.
Связной между Африкой и Азией
Суэцкий канал, северными воротами которого является Порт-Саид, — это стратегическая артерия мирового значения. Он пересекает Суэцкий перешеек, служа кратчайшим морским путем между Средиземным морем и Индийским океаном, избавляя суда от необходимости долгого и опасного плавания вокруг Африки.
Идея соединить два моря родилась еще в глубокой древности. Упоминания о подобных проектах встречаются у Геродота. Известно, что канал существовал уже при фараоне Нехо II (конец VII — начало VI в. до н. э.), а позже расширялся при персидском царе Дарии I и Птолемее Филадельфе. После падения Римской империи канал пришел в упадок, был ненадолго восстановлен арабами в 642 году, но окончательно засыпан в 776 году по политическим и экономическим причинам. Планы по его возрождению вынашивали османский визирь Мехмед Соколлу и даже Наполеон Бонапарт, но реализовать грандиозный проект удалось лишь французскому дипломату и инженеру Фердинанду де Лессепсу в XIX веке.
Сегодня, после последней масштабной реконструкции 2005-2010 годов, Суэцкий канал представляет собой современное гидротехническое сооружение. Его длина составляет 162,25 км (190,25 км с морскими подходами), глубина фарватера — 22,5 метра, а ширина позволяет проходить супертанкерам водоизмещением до 360 тысяч тонн. Канал является главным источником доходов для египетской экономики, значительно опережая даже туристическую отрасль. Порт-Саид, как ключевой логистический узел на этом пути, также обладает стабильно высоким бюджетом.
Любопытные факты
■ В 2009 и 2010 годах Порт-Саид был признан городом с самым высоким уровнем жизни в Египте.
■ На местном греческом православном кладбище покоятся 30 русских моряков с крейсера «Пересвет», затонувшего при выходе из Суэцкого канала в 1916 году.
■ Знаменитая опера Джузеппе Верди «Аида» была заказана композитору специально к открытию Суэцкого канала. Несмотря на сжатые сроки, премьера в Каире в 1871 году имела оглушительный успех.
■ Порт-Саид стал местом действия части приключений героев повести Генрика Сенкевича «В пустыне и пуще» (1912 г.).
■ В конце XIX века город имел дурную славу из-за расцвета контрабанды и торговли наркотиками.
■ Суэцкий канал — самый охраняемый объект в Египте.
■ Изначально статуя Свободы в Нью-Йорке задумывалась скульптором Фредериком Бартольди как маяк для входа в Суэцкий канал в Порт-Саиде под названием «Свет Азии». Однако египетские власти проект не поддержали.
Достопримечательности
■ Главная мечеть (1994 г.).
■ Исторический маяк (1869 г.).
■ Собор Святой Девы (1934 г.), изначально католический, ныне принадлежит коптской православной церкви.
■ Бывшее здание администрации Суэцкого канала (XIX в.) — образец смешения архитектурных стилей.
■ Обелиск в память о защитниках города в 1956 году.
■ Музеи: Национальный, Военный, современного искусства.
■ Высокий байтовый мост через Суэцкий канал (70 м, 2001 г.).
■ Живописные сады и парки: Монтаза, Амаль аль-Сада, Аль-сада Фарама, Аль Хорейя.
Атлас. Целый мир в твоих руках № 138