Прежде чем мы сможем что-то «дать» другому человеку, это «что-то» должно в полной мере присутствовать в нас самих. Это фундаментальный принцип, особенно актуальный в воспитании.
Эта статья — дань уважения выдающемуся педагогу и автору глубокой, актуальной книги, чьи идеи не теряют своей значимости.
Ребенок — не объект, а субъект
Сама формулировка «дать ребенку принимать решения» может вызывать вопросы. Почему? Потому что ребенок с момента рождения является самостоятельной, целостной личностью. Это отдельная жизнь, обладающая врожденным правом на собственный выбор и волю. Задача родителя — не даровать это право, а признать его и создать условия для его разумной реализации.
Уроки Симона Соловейчика
Многие современные родители ищут ответы в книгах по воспитанию, но незаслуженно забывают имя Симона Соловейчика — талантливого русского педагога советской эпохи. Его мысли о свободе и доверии к ребенку остаются бесценными.
Одна из историй в его книге ярко иллюстрирует этот подход. Приведем ее в кратком изложении.
Маленький мальчик Матвей гулял с отцом в парке. Папе нужно было в определенное время позвонить другу. В те времена, без мобильных телефонов, для этого пришлось бы прервать прогулку и уйти из парка. Отец спросил у сына: «Можно мне позвонить?» Ребенок, естественно, ответил «нет» — ведь гулять так интересно. Папа принял это решение без возражений и продолжил прогулку, позже извинившись перед озадаченным другом.
Обратите внимание: Мнение эксперта в процессе принятия решения.
Почему это важно в повседневной жизни
У взрослых всегда много неотложных и важных дел. Мы редко задумываемся, как наш плотный график и авторитарные решения влияют на способность ребенка чувствовать себя хозяином своей жизни, пусть и в малом.
Именно из-за отсутствия этого чувства управляемости часто начинаются капризы, протесты и манипуляции. Ребенок, лишенный здоровой доли самостоятельности, не учится делать осознанный выбор и нести за него ответственность, а ищет обходные пути, чтобы добиться своего.
Культурный контекст и золотая середина
В разных культурах подход к детской свободе различен. Например, в Японии традиционно практикуется модель, где в раннем детстве почти всё разрешено, а позже накладывается строгий каркас социальных норм. Подобная резкая смена может быть травматичной и, возможно, является одной из причин высокого уровня психологических проблем в обществе.
Ключ — в балансе. Необходимо постепенно и последовательно прививать ребенку ощущение, что он может влиять на свою жизнь. Это основа для формирования здоровой самооценки и внутреннего стержня.
Пересматриваем родительские «нельзя»
В идеале слово «нельзя» должно звучать только в ситуациях прямой угрозы жизни и здоровью. Таких ситуаций в обыденной жизни не так уж много. Огромный процент наших запретов — это не объективная необходимость, а следствие наших собственных страхов, тревог, усталости или нежелания что-то менять в своем распорядке.
Будем же терпимее и мудрее. Давайте не управлять детьми, а направлять их, уважая их личность и право на собственный, пусть и небольшой, но очень важный жизненный опыт.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Дать ребенку принимать решения.