Праздничная культура Архангельского Севера: от календарных гуляний до маскарадных балов

В начале XX века праздничный календарь в России был весьма насыщенным. В среднем по стране насчитывалось около 100 нерабочих дней, а в регионах Русского Севера их число могло доходить до 150, что значительно превышало официальные 94 праздничных дня, установленных имперским календарем. Помимо общероссийских церковных торжеств и "царских дней" (отмечавших события из жизни императорской семьи), повсеместно праздновались местные даты: престольные праздники, дни памяти почитаемых святых и обетные дни, установленные по случаю избавления от бедствий.

Городские праздники на берегах Северной Двины

В городах Архангельского региона, где значительную часть населения составляли крестьяне, календарные народные праздники с удовольствием перенимали и другие слои общества. В Архангельске жизнь многих торжеств была тесно связана с Северной Двиной. Крестные ходы традиционно направлялись к набережной, на Крещение здесь же, в проруби, совершали ритуальное омовение ряженые. Самые высокие ледяные горки на Масленицу строили по берегам реки, а все основные народные гуляния проходили на набережной, которая становилась центром городского праздника.

Балы и маскарады в светской жизни Архангельска

Особой статьей праздничной культуры были балы и маскарады, которые устраивали в период новогодних празднеств и Святок. Местом их проведения становились главные общественные здания города: Дворянское собрание, Коммерческий клуб, Клуб приказчиков и Офицерское собрание. Для более широкой публики организовывали танцевальные и семейные вечера в Народном доме и Солдатском собрании в районе Соломбалы.

Для учащейся молодежи на Святки также проводили специальные маскарады и танцевальные вечера. Писатель Илья Бражнин, бывший их современником, с юмором вспоминал, как гимназисты на таких мероприятиях "толкались, как мошкара в болоте". Особой традицией стал общегородской маскарад в ночь с 1 на 2 января в здании Дворянского собрания. Он длился с девяти вечера до трех часов ночи и был доступен всем желающим. Организация каждого подобного мероприятия была продумана до мелочей: регламент тщательно оговаривался и печатался прямо на входных билетах. Участники поражали зрителей своей изобретательностью и выразительностью костюмов.

Искусство маскарадного костюма: от сатиры до старины

Ярким примером служит маскарад 1910 года в архангельском городском театре. Внимание публики привлекли костюмы с говорящими названиями, которые часто несли социальный или сатирический подтекст. Среди них были "Народное богатство" (дамский наряд из пакли и соломы с венком из колосьев), "21-е число" (шарж на чиновника в день получки) и "Обед для бедных на 204 человека" — костюм, увешанный ложками, с горшочком каши в руках, который стал едкой сатирой на благотворительность и в итоге завоевал первый приз. Неизменным атрибутом любого маскарада было классическое домино. Кроме того, горожане охотно использовали для перевоплощений подлинную старинную одежду или же ее искусные имитации.

Святочные ряжения в уездных городах

Традиция святочных ряжений была жива и в небольших уездных городах. В Шенкурске, например, чиновники, канцеляристы и мещане целыми толпами ходили по улицам, переодевшись тирольцами, цыганами или турками, надевая сарафаны и крестьянские поддевки. Они разрисовывали лица пробкой, приклеивали усы, а жители угощали таких "маскированных" водкой и сладостями. При этом деревенские ряженые в город обычно не приезжали. В Каргополе молодежь переодевалась кто во что горазд: один, желая изобразить гусара или казака, прицеплял к шляпе гусиное перо, надевал казакин и привешивал на бок ржавую саблю. Как писали современники, главным было не богатство костюма, а само веселье: наряженные гости могли войти почти в любой дом, чтобы поплясать под звуки гитары.