Праздники весны современной России

УвеличитьСегодня советские праздники у одних находят активную поддержку, а у других вызывают резко отрицательное отношение. Но вряд ли можно говорить, что они ушли из народного быта. Многие из них трансформировались, лишившись своего первоначального идеологического наполнения.

Интересную метаморфозу претерпели праздники 8 Марта и 23 февраля, став в советское время всеобщими женским и мужским праздниками. В эти два дня «именинниками» чувствуют себя все женщины и соответственно все мужчины, независимо от своего возраста. И в городах, и в селах поздравляют всех девочек, девушек и женщин 8 марта, а всех мальчиков, юношей и мужчин — 23 февраля, делают им подарки, в детских садах устраивают утренники: 23 февраля — в честь пап, братьев и дедушек, 8 марта — в честь мам, сестер и бабушек. Стали традиционными конкурсы «А ну-ка, папы», <А ну-ка, бабушки», «Мисс очарованье», студенческие КВН и вечеринки и т.п.

Праздник 1 Мая для горожан Архангельского Севера весьма традиционен. Он уходит своими корнями к старинному обычаю маевок — первомайских гуляний, входивших в весенне-летний цикл традиционного праздничного календаря. Для людей старшего поколения, многие годы проживших в Советском Союзе, этот праздник останется родным уже навсегда. «Первое мая — наш праздник общий. Испеку к празднику пирог, пышечку, плюшечку и несу в семью к брату или дочери, и там справляем, вспоминаем, с внучками, племянниками, им-то что, они не знают, а я все видела, знаю...» Современный праздник весны и труда сохраняет свои политические традиции — к 1 Мая профсоюзы готовят акции в защиту прав трудящихся. В этот день во многих городах области проходят митинги и демонстрации. В 2001 г., например, в Архангельске в первомайской демонстрации, выдвигавшей лозунги в основном экономического характера, приняли участие более 2 тыс. человек, среди которых было много молодежи, обеспокоенной за свое будущее.

Реалии сегодняшнего дня таковы. Первомайские концерты часто проходят в Вербное воскресенье (горожане, посетив храм и кладбище, вечером идут на развлекательное шоу) или совпадают с Пасхой. В 2006 г. профсоюзы в Архангельске отметили день весны и труда большим праздничным концертом творческих коллективов. Несколько сот человек с разноцветными воздушными шарами и флажками в руках прошествовали торжественной колонной по центральному Троицкому проспекту города до концертной площадки во Дворце спорта профсоюзов. Одновременно с этим в Архангельске прошла «маевка» под красными флагами, организованная прокоммунистическим движением «Мое жилье». Местом ее проведения был избран маленький сквер на улице Поморской.

Переименование годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в праздник согласия и примирения не приняли многие ветераны и пожилые люди: «...Настоящий праздник был, а сейчас с кем мне, пенсионеру, примириться? Только с погодой»15. В 2000 г. проводился опрос жителей Архангельска, в ходе которого выяснилось, что этот день считают праздником 36 % архангелогородцев. В районных центрах, деревнях края ветераны продолжают проводить митинги, посвященные октябрьским событиям.

Естественно, что исчезновение из календаря главного праздника советского времени — 7 ноября вызвало негативные эмоции у старшего поколения. С 2005 г. он потерял статус государственного праздника и стал лишь памятной датой, но многие сохраняют ему верность и в обеденный перерыв, к примеру, по традиции возлагают венки и цветы к памятнику В.И. Ленина, а вечером посещают концерты. Большинство пенсионеров, ветеранов, людей среднего возраста считают, что его необходимо отмечать, так как это всенародный, настоящий праздник, красный день календаря. «Обязательно праздновать буду и к друзьям пойду. У нас такая традиция, встречаемся 7 ноября», «на октябрьские напеку и иду к своим праздновать», «соберемся вечером в компании, жалко, что сейчас нет демонстраций».

Для жителей Архангельской области, как и для всей страны, День Победы — особый праздник, в котором воедино слились и радость, и скорбь. По многолетним народным наблюдениям, 8 и 9 мая всегда идет дождь — считается, что природа оплакивает погибших воинов. За послевоенные годы в стране сложилась поминальная традиция. В эти дни многие стараются посетить кладбище. «9 мая мама всегда ходила на кладбище со своей подругой, у мамы здесь никого не похоронено, а у подруги родные похоронены, поэтому она с ней и ходила».

Как в городах, так и селах майские дни всегда насыщены событиями. В Архангельске в 2000 г. с 29 апреля по 9 мая прошло 6 7 мероприятий, посвященных 9 Мая. В это время отмечают праздники улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны: в Маймакском округе — праздники улиц Победы и Никитова (в честь летчика Никитова), в Соломбальском округе — улицы Беломорской Военной Флотилии. Повсеместно проходят марши ветеранов, митинги у обелисков, памятников погибшим воинам, минуты молчания, возложение венков, угощения «солдатской кашей» у полевых кухонь. В последние годы открываются новые памятники, обелиски погибшим войнам, реставрируются старые. На территории Архангельского края не велись военные действия, но количество погибших в боях северян огромно. Для ветеранов это главный праздник со своими сложившимися ритуалами. Герой Советского Союза И.А. Красиков, один из немногих вернувшихся в далекую мезенскую деревню Союна, ежегодно 9 мая зачитывал списки ушедших на фронт односельчан, погибших, вернувшихся с войны.

Традиционно во всех районах Архангельского края проводятся вахты памяти, автопробеги «Молодежь — ветеранам», праздники спорта, легкоатлетические «майские» эстафеты, футбольные, волейбольные турниры, посвященные Дню Победы.

В последние годы увеличилось число нерабочих дней в мае, некоторые предприятия устраивают каникулы для своих служащих. Благодаря этому за майскими праздниками все больше закрепляется столь популярная на Архангельском Севере традиция семейно-родственного праздничного общения, гостевания.