Истоки страха исчезновения
Когда возникает страх перед полным исчезновением, важно задать себе вопрос: какая именно часть внутреннего мира испытывает этот ужас? Это может быть ваше фундаментальное ощущение «Я есть», которое боится разлуки и небытия, или же одна из множества внутренних субличностей, которая, чувствуя угрозу, возводит защитные барьеры из страха.
Определённость «Я есть» против сомнений
Страх рождается из неопределённости и сомнений. Там, где есть ясность и уверенность, ему нет места. Обращаясь к своему глубинному «Я есть», человек обнаруживает, что страх рассеивается, поскольку это ядро личности не сомневается в непрерывности своего существования и своей неразрывной связи с универсальным энергетическим полем Вселенной.
Можно сказать точнее: «Я есть» и страх — понятия несовместимые. Для вечного сознания переход от жизни к смерти — это лишь смена уровня причинности и реальности, а не прекращение бытия. «Я есть» не может исчезнуть, ибо оно знает, что ничто в мироздании не перестаёт существовать окончательно. Меняется лишь внешняя форма, в которой продолжается или замедляется эволюция духа — в зависимости от того, насколько она подвержена вибрациям тревоги. Однако изначальный, экзистенциальный страх небытия и отчаяние от разъединённости с высшим началом для «Я есть» невозможны.
Мудрость древних текстов
В «Бхагавадгите» Кришна наставляет Арджуну: «Познавший истину не скорбит ни о живых, ни о мёртвых. Не было такого времени, когда бы не существовал Я, или ты, или эти цари; и не придёт время, когда мы перестанем быть».
Схожие идеи содержатся в «Упанишадах»:
«В начале был лишь Единый... Он взирал вокруг и не видел ничего, кроме Себя.
И Он испытал страх,
Вот почему и сейчас человек тревожится,
Оставшись наедине с собой.
Но затем Он постиг:
«Раз кроме Меня ничего нет,
Кого же Мне бояться?»
И страх Его рассеялся,
Ибо, в самом деле, кого бояться,
Если нет другого?
Страх возникает лишь тогда,
Когда существует Другой».
Единство с миром как море и волна
«Я есть» неразрывно связано с мировым энергетическим полем. Их связь подобна отношению волны и моря: волна — часть океана, обязана ему своим рождением и существованием, она проявляет индивидуальность, силу и форму, но в конечном счёте возвращается в лоно моря, завершив свой цикл.
Интуитивное познание и ограниченность рационального ума
«Я есть» познаёт мир интуитивно, через глубокое проживание опыта. Оно взаимодействует с реальностью напрямую, что даёт целостное и полное её восприятие.
В отличие от этого, наша биологическая уверенность в выживании, основанная на рациональном уме и телесных ощущениях, лишена глубоких корней. Она существует на поверхности мирового поля, а не внутри него, подобно лодке на воде. Поэтому она постоянно чувствует угрозу, поскольку не «погружена» в sustaining energy of the universe.
Из-за этой поверхностности сознательному разуму, стремящемуся к пониманию, приходится искать гарантии выживания через так называемое «первое внимание» — механизм сбора информации и анализа.
Природа сознательного восприятия
Первое внимание способно оценивать окружающее лишь через призму собственного прошлого опыта и качеств. Чтобы постичь мир, оно вынуждено дробить его на части и изучать каждую по отдельности. По своей природе сознательный ум видит отдельные деревья, но не замечает целого леса.
Опираясь на пять чувств и логику, сознательное может постигать реальность только фрагментарно, шаг за шагом.
Сознательное можно представить как видимую, «дневную» часть личности. Оно рационально, деятельно и ориентировано на физический мир. Его активность наполняет время и пространство разнообразными действиями — от мыслительных процессов и эмоциональных переживаний до созидания и разрушения.
Эго человека состоит из двух взаимосвязанных сфер: сознательного и бессознательного. В своей сути эго — это целостный организм, состоящий из взаимосвязанных центров сознания и энергии.