
Султанат Оман — это место, где современность причудливо переплетается с древними традициями. Для туриста здесь до сих пор чувствуется особая атмосфера: в воздухе витает не только запах нефти, но и дух старинных восточных преданий и легенд.
Четверг: Удачное начало и оманская модернизация
Согласно местным поверьям, четверг — счастливый день. Именно в такой день, последний четверг священного Рамадана, автор и прибыл в Оман, страну глубоко верующих мусульман-ибадитов, известных своим особым, порой мистическим, взглядом на мир.
Путь лежал к рыбацкой деревне Зигхи через безжизненные каменистые равнины и горные перевалы. Зигхи — яркий пример патерналистской заботы государства: вместо обветшавших домов рыбакам построили новое жилье, а рядом возвели роскошный отель сети Six Senses, предоставивший местным жителям рабочие места. Ирония в том, что сама «деревня» и оказалась этим самым пятизвездочным курортом, где усталого путешественника ждала не мазанка, а просторная вилла с бассейном.
Пятница: Между сглазом и глобализацией
Пятница — главный день для мусульман, и жители Зигхи проводят его в молитве. Вечером же наступает время для общения. За разговорами с местными рыбаками выясняется, что помимо баек об огромных акулах, есть и более серьезные истории. Старшее поколение винит в неудачах (плохой улов, засуха) сглаз и отход от традиций, например, отказ вешать на лодку мешок с солью для защиты от злых духов — таласымов.
Молодые же, как Султан, указывают на практические причины: прогулочные катера отпугивают рыбу, а многие предпочитают стабильную работу в отеле тяжелому труду в море. Глобализация меняет уклад жизни: коренные жители становятся формальными капитанами, а в море все чаще выходят гастарбайтеры. Султан показывает старые фотографии, где ныне безжизненные скалы были покрыты зеленью, и связывает это с изменением климата, в то время как его дед упрямо твердит: «Сглазили!».
Суббота: Ночь могущества и народная мудрость
Суббота выпала на особую дату — Ночь предопределения (Ляйлят аль-Кадр), когда, по преданию, был ниспослан Коран. Покидая Зигхи, автор размышляет о местных верованиях. Рыбаки из города Эль-Хасаб рассказывали, как для удачи использовали ветви целебного дерева ним и магические записки от имама. Одна из таких записок оказалась текстом популярной песни, что стало поводом для долгих шуток.
Вечером в Эль-Хасабе царит праздничная суета, а не уединенная молитва. На вопрос, как это сочетается со строгостью традиций, гид Хани философски отвечает: «Люди — как пальцы на ладони. Ладонь одна, а все пальцы разные». Эта метафора становится ключом к пониманию разнообразия Омана.
Воскресенье: Фьорды, история и горные кланы
Эль-Хасаб — столица эксклава Мусандам, чтобы попасть сюда, нужно пересечь территорию ОАЭ. Такая географическая особенность — следствие сложной истории распада Оманской империи в XIX веке и последующей модернизации, начатой султаном Кабусом в 1970-х. Туризм здесь открыли лишь в 1987 году, поэтому к путешественнику относятся как к желанному гостю, а не как к источнику дохода.
Оманцы севера, юга и центра сильно различаются. Особенно обособленно живут горные кланы в крохотных поселениях, что создает социальные проблемы. Образование немного меняет ситуацию: дети со всего Мусандама учатся в интернатах в Эль-Хасабе.
Морская прогулка открывает захватывающие виды фьордов, за что регион называют «Ближневосточной Норвегией». Дельфины, бакланы и гостеприимные матросы, делящиеся едой с туристами, создают незабываемую картину. Стоит помнить старый обычай: гость может рассчитывать на радушие хозяина только три дня.
Понедельник, Вторник, Среда: От колдунов до пустынного чуда
В «счастливый» понедельник автор отправляется из Маската в горный район, окутанный легендами. Говорят, что вокруг города Назва сосредоточены светлые силы, а в Бахле обитают колдуны-травники, оборотни и джинны. Во вторник, считающийся «черным» днем, гид Али везет его в Бахлу, наказав не смотреть в глаза животным на рынке.
Бахла оправдывает репутацию: мрачные улочки, полуразрушенные дома, рынок с коровьими головами. Однако «логово колдуна» оказывается цехом по производству традиционной оманской халвы. Контрастом становится зеленый, цветущий поселок Абра с древней системой террас и орошения. Местный житель превратил свой дом в аскетичный этно-отель, где можно ощутить подлинную связь с природой и древним укладом жизни — то самое «шестое чувство», которого не найти в роскошных отелях.
В последний день, в среду, поездка в пустыню оборачивается испытанием: джип вязнет в песке. Шины не были приспущены из-за праздника, лопаты нет, а сухой песок не дает машине выбраться. В отчаянии путешественники думают: если бы пошел дождь, песок стал бы влажным и плотным... И через несколько минут в пустыне начинается настоящий ливень. Это становится финальным, мистическим аккордом путешествия, подтверждающим, что в Омане практическая магия и древние верования — неотъемлемая часть реальности.
ИВАН ГРОШКОВ
Вокруг света №1 2012