Ранние признаки аутизма у детей: на что обратить внимание родителям

Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра (РАС) — ключевой фактор для организации своевременной помощи ребенку. Эта статья поможет родителям понять, на какие особенности поведения стоит обратить внимание в первую очередь.

Что такое аутизм и почему его сложно диагностировать?

Аутизм — это спектральное состояние, которое влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию, поведение и восприятие сенсорной информации. Симптомы, как правило, проявляются в раннем детстве, до трех лет, однако диагноз может быть поставлен значительно позже. Это связано с разнообразием проявлений аутизма, а также с таким явлением, как «маскировка» — особенно у девочек, которые могут сознательно или бессознательно скрывать свои особенности, подстраиваясь под социальные ожидания. В результате многие родители осознают, что их ребенок существенно отличается от сверстников, лишь в подростковом возрасте, когда на первый план выходят трудности с социальными сигналами и общением.

Шесть ключевых признаков, которые могут указывать на РАС

Существует ряд поведенческих маркеров, которые могут проявляться довольно рано. Их сочетание — повод для консультации со специалистом (неврологом, психиатром, детским психологом).

1. Трудности в социальном взаимодействии

Это один из самых ярких признаков, который, как ни парадоксально, легко упустить. Ребенок может мало интересоваться другими детьми, не стремиться к совместным играм, не реагировать на попытки общения или испытывать явный дискомфорт в социальных ситуациях, даже в кругу близких.

2. Особенности зрительного контакта

Многие (но не все) дети с аутизмом избегают смотреть в глаза собеседнику или делают это крайне редко. Это связано не с нежеланием общаться, а с особенностями обработки социальной информации — для них прямой взгляд может быть перегружающим или просто не нести того важного смысла, который в него вкладывают нейротипичные люди.

3. Стереотипные игры и интересы

Вместо сюжетно-ролевых или командных игр ребенок может предпочитать однообразные действия: выстраивание предметов в ряд, сортировка по цвету или форме, многократное повторение одного и того же сценария. Его интересы часто бывают очень узкими и интенсивными, а игра выглядит ритуализированной.

Обратите внимание: Формирование личности ребёнка.

4. Сенсорная чувствительность

Дети с РАС часто имеют нетипичную реакцию на сенсорные стимулы. Это может быть обостренная чувствительность к звукам (определенные шумы вызывают панику или боль), текстурам пищи или одежды, запахам или свету. С другой стороны, может наблюдаться и пониженная чувствительность, например, к боли или температуре.

5. Повторяющееся и ограниченное поведение

Помимо игр, стереотипии могут проявляться в повседневных действиях: раскачивании, кружении, ходьбе на цыпочках, повторяющихся движениях руками (так называемых «стимах»). Также поведение может быть крайне ригидным — ребенок сопротивляется любым изменениям в распорядке дня или маршруте прогулки.

6. Особенности речевого и невербального общения

Задержка речевого развития — частый, но не обязательный признак. Ребенок может начать говорить позже сверстников, а затем использовать сложные, «взрослые» фразы. Возможен и обратный сценарий — раннее развитие речи с последующим регрессом. Также могут отсутствовать указательный жест, кивки головой, реакция на собственное имя и другие базовые элементы коммуникации.

Важные выводы для родителей

Ранняя диагностика и своевременная помощь, адаптированная под индивидуальные потребности ребенка, открывают путь к полноценной жизни и успешной адаптации. Крайне важно помнить, что аутизм — это не синоним интеллектуальной недостаточности. Многие люди в спектре обладают нормальным или высоким интеллектом, а трудности часто связаны не с мышлением, а со способом коммуникации и обработки информации. Понимание и принятие — первый и главный шаг на пути поддержки вашего ребенка.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Как определить, есть ли у ребенка признаки аутизма.