Хотя я лично больше симпатизирую «Мустангу», метафора, предложенная Расселом Баркли, кажется мне невероятно точной для описания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Он сравнивает их мозг с двигателем гоночного Ferrari — невероятно мощным и способным на большие достижения при грамотном подходе. Однако тут же следует важное уточнение, которое я всегда делаю, рассказывая об этом родителям: «Но есть одна проблема. У этой Ferrari — тормоза от велосипеда. Их просто недостаточно, чтобы контролировать всю эту мощь».
Системная проблема: неудобный ребёнок
Изучая тему, я пришла к выводу о существовании системной проблемы. Дети с СДВГ часто оказываются «неудобными» для системы: детских садов, школ, общества в целом. Их просят забрать из садика, школе рекомендуют переход на домашнее обучение. Но как же тогда научиться «вести» свой мощный «двигатель», если с тобой не хотят взаимодействовать? Даже платные услуги и малокомплектные классы — не панацея, особенно для семей, живущих за пределами крупных городов. А если добавить к этому необходимость родителям работать по 12 часов, ситуация становится и вовсе критической.
Цена непонимания: от упрёков до депрессии
В своём общении с подростками, имеющими диагнозы СДВГ и СДВ, я часто слышала печальные истории. Те, чьи родители списывали всё на лень, невнимательность и выдумки, нередко сталкивались с депрессивными мыслями.
Обратите внимание: Никогда не женись на этих 6 типах девушек!.
А если наложить на это естественные сложности пубертатного периода, картина становится тяжёлой. Зачастую ребёнку нужно не так уж много — просто почувствовать поддержку, быть обнятым и понятым.Практические шаги: как помочь своему «Феррари»
Поддержка — это не абстракция, а конкретные действия. Вот несколько ключевых принципов, которые могут помочь:
- Спокойствие и диалог. Сделайте глубокий вдох и старайтесь разговаривать без раздражения. Агрессия порождает агрессию, даже если ребёнок размазал дорогой крем по собаке или устроил дома импровизированный бассейн. Это правило, кстати, универсально для всех детей.
- Доверие — основа основ. Постройте такие отношения, в которых ребёнок не будет бояться рассказать о разбитой кружке, независимо от обстоятельств происшествия.
- Безусловная ценность. Постоянно говорите и показывайте, что он вам нужен. Что ваша любовь не зависит от оценок или замечаний в дневнике. Поверьте, критики из внешнего мира им хватает с избытком.
- Чёткие правила и рамки. Им необходима понятная и стабильная структура. Установите ясные правила и старайтесь не отступать от них.
- Учёба по таймеру. Делайте уроки короткими сессиями, например, 15 минут занятий и 5 минут отдыха. Это помогает удерживать фокус.
- Учитесь расслабляться вместе. Для детей с гиперактивностью отлично подходят техники осознанности и, в идеале, адаптированные медитативные практики.
Жить с «мозгом-Феррари» непросто самим детям. Они остро чувствуют свою непохожесть. И главным якорем в этом мире для них должна стать поддержка семьи, хотя, увы, статистика показывает, что в семьях с ребёнком с СДВГ риск разводов значительно выше...
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Когда у тебя есть Феррари.