Секреты креативного сознания - часть 3

Наиболее развитые области человеческого мозга известны как ассоциативная кора. Эти области помогают нам интерпретировать и использовать специализированную информацию, собранную первичными зрительными, слуховыми, сенсорными и моторными областями.

Например, когда вы читаете эти слова на странице или экране, они регистрируются как черные линии на белом фоне в вашей первичной зрительной коре. Если бы процесс остановился в этот момент, вы бы вообще не читали. Чтобы читать, ваш мозг, посредством чудесных и сложных процессов, которые ученые все еще выясняют, должен направить эти черные буквы в ассоциативные области коры, чтобы связать их со смыслом.

Затем в языковые ассоциативные области в височных долях, чтобы слова были связаны не только друг с другом, но и с их ассоциативными воспоминаниями и получили более богатые значения. Эти связанные воспоминания и значения составляют “словесный лексикон”, к которому можно получить доступ для чтения, говорения, слушания и письма.

Лексикон каждого человека немного отличается, даже если сами слова одинаковы, потому что у каждого человека есть разные связанные воспоминания и значения. Одно из различий между великим писателем, таким как Шекспир, и, скажем, типичным биржевым маклером заключается в размере и богатстве вербального лексикона в височных ассоциативных областях коры, а также в сложности связей коры с другими ассоциативными областями в лобных и теменных долях.

Нейровизуализационное исследование, проведенное мной в 1995 году с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), оказалось неожиданно полезным для моего собственного понимания ассоциативной коры и ее роли в творческом процессе.

Это ПЭТ-исследование было разработано для изучения различных систем памяти мозга, которые определил великий канадский психолог Эндел Талвинг. Одна система, эпизодическая память, автобиографична — она состоит из информации, связанной с личными переживаниями индивида. Его называют “эпизодическим”, потому что он состоит из связанной во времени последовательной информации.

Мы с моей командой сравнили это с другой системой - семантической памятью, которая является хранилищем общей информации и не связана с личностью или временем. В этом исследовании мы разделили эпизодическую память на два подтипа. Мы исследовали сфокусированную эпизодическую память, попросив испытуемых вспомнить конкретное событие, произошедшее в прошлом, и описать его с закрытыми глазами. И мы исследовали состояние, которое мы называли случайной эпизодической безмолвной мыслью, или отдыхом: мы просили испытуемых спокойно лежать с закрытыми глазами, расслабляться и думать обо всем, что приходило в голову. По сути, они будут заниматься “свободными ассоциациями”, позволяя своим умам блуждать.

Когда возникают моменты эврики, они, как правило, предваряются длительными периодами подготовки и возникают, когда ум расслаблен.

Это подозрение основывалось на том, что мы узнали о свободной ассоциации из психоаналитического подхода к пониманию ума. В руках Фрейда и других психоаналитиков свободная ассоциация — спонтанное высказывание всего, что приходит в голову, без цензуры — стала окном в понимание бессознательных процессов.

На основании моих бесед с творческими субъектами в моем рабочем кабинете и из дополнительных бесед с художниками я поняла, что такие бессознательные процессы являются важной составляющей творчества. Например, Нил Саймон сказал мне: “Я не пишу сознательно — это как будто муза сидит у меня на плече” и “Я соскальзываю в состояние, которое находится вне реальности.”

Примеры из истории говорят о том же. Сэмюэл Тейлор Кольридж однажды описал, как он сочинил целую 300-строчную поэму о Кубла-хане, находясь в состоянии, похожем на сон, вызванном опиумом, и начал записывать ее, когда проснулся. Он сказал, что потерял большую ее часть, когда его прервали — таким образом, готовое стихотворение, которое он опубликовал, было всего лишь фрагментом того, что первоначально пришло к нему во сне.

Исходя из всего этого, я предположила, что наблюдение за тем, какие части мозга наиболее активны во время свободных ассоциаций, даст нам ключ к пониманию нейронной основы творчества.

Я поняла, что, очевидно, не могу охватить весь творческий процесс целиком — вместо этого я могу сосредоточиться на тех частях мозга, которые делают творчество возможным. Как только я пришла к этой идее, дальнейшие шаги для исследования изображений стали очевидны: мне нужно было сравнить мозг высоко творческих людей с мозгом контрольных субъектов, когда они занимались задачами, активирующими их ассоциативную кору.

В течение многих лет я задавала себе вопрос, что может быть особенным или уникальным в мозгах творческих людей?. В моей собственной версии ответ звучит так: творческие люди лучше распознают отношения, создают ассоциации и связи и видят вещи оригинальным способом — видят вещи, которые другие не могут видеть.

Иметь слишком много идей может быть опасно. Часть того, что приходит с видением связей, которые никто другой не видит, заключается в том, что не все эти связи на самом деле существуют.

Мы начинаем настоящее исследование с МРТ-сканирования, во время которого испытуемые выполняют три различных задания: ассоциацию слов, ассоциацию изображений и распознавание образов. Каждое экспериментальное задание чередуется с контрольным. Например, во время словесной ассоциации испытуемым показывают слова на экране и просят либо подумать о первом пришедшем на ум слове (экспериментальное задание), либо молча повторить увиденное слово (контрольное задание). Разговор нарушает процесс сканирования, поэтому испытуемые молча указывают, когда они выполнили задачу, нажав кнопку на клавиатуре.

Как я и предполагала, творческие люди показали более сильную активацию ассоциативной коры во время выполнения всех четырех задач, чем контрольные. Эта оказалось верно как для художников, так и для ученых. Я предполагаю, что подобные мозговые процессы могут лежать в основе широкого спектра творческого выражения. Несмотря на распространенные стереотипы о “правополушарных” и “левополушарных” людях, многие творческие люди оказались эрудитами с широкими интересами в разных областях.

После сканирования мозга я устраиваю испытуемым интервью. Одна из самых личных и иногда болезненных его особенностей - это когда я спрашиваю о психических заболеваниях в семьях испытуемых, а также в их собственной жизни.

Обратите внимание: От чего зависит счастье человека?.

Они рассказывали мне о таких детских переживаниях, как самоубийство матери или уродливые вспышки насилия между двумя родителями-алкоголиками, а также о боли и травмах, которые эти переживания нанесли.

Это исследование, в котором было изучено 13 творческих гениев и 13 контрольных групп, подтвердило связь между психическими заболеваниями и творчеством, аналогичную той, которую я обнаружила в своем исследовании на Семинаре писателей.

Творческие субъекты и их родственники имеют более высокий уровень психических заболеваний, чем контрольные и их родственники (хотя и не такой высокий, как я обнаружил в первом исследовании), причем частота довольно равномерна среди художников и ученых. Наиболее распространенные диагнозы включают биполярное расстройство, депрессию, тревожное или паническое расстройство и алкоголизм.

Я также нашла некоторые доказательства, подтверждающие мою раннюю гипотезу о том, что исключительно творческие люди чаще, чем контрольные субъекты, имеют одного или нескольких родственников первой степени с шизофренией.

Интересно, что когда врач и исследователь Йон Л. Карлссон исследовал родственников всех, кто был включен в исландскую версию "Кто есть кто" в 1940-х и 60-х годах, он обнаружил, что у них были более высокие, чем в среднем, показатели шизофрении.

Леонард Хестон, мой бывший коллега-психиатр из Айовы, провел хорошее исследование детей шизофренических матерей, воспитанных с младенчества приемными или приемными родителями, и обнаружил, что более чем у 10 процентов этих детей развилась шизофрения по сравнению с нулевым процентом контрольной группы.

Это наводит на мысль о мощном генетическом компоненте шизофрении.

Как и в первом исследовании, я также обнаружила, что творческие способности, как правило, начинают формироваться в семьях и принимает различные формы. Воспитание явно играет большую роль в этом процессе. Половина испытуемых имеют очень высокий уровень образования, по крайней мере один из родителей имеет докторскую степень. Большинство из них выросло в среде, где обучение и образование высоко ценились.

Так почему же эти высокоодаренные люди страдают психическими заболеваниями чаще, чем в среднем?

Учитывая, что (как группа) члены их семей имеют более высокие показатели, чем те, которые встречаются в общей популяции или в сопоставимой группе сравнения, мы должны подозревать, что природа играет определенную роль — что Фрэнсис Гальтон и другие были правы относительно роли наследственных факторов в предрасположенности людей как к творчеству, так и к психическим заболеваниям.

Мы можем только гадать о том, какими могут быть эти факторы, но есть некоторые подсказки в том, как эти люди описывают себя и свой образ жизни.

Одним из возможных факторов, способствующих этому, является стиль личности.

Я была поражена тем, как многие из этих людей называют свои самые творческие идеи “очевидными". Это было вдвойне странно, поскольку эти идеи почти всегда противоположны идеям, очевидным для других людей. Творческие светила поэтому могут столкнуться с сомнением и сопротивлением при их отстаивании.

Как сказал мне один художник: “Самое смешное в [собственном] таланте - это то, что вы слепы к нему. Вы просто не можете увидеть, что это такое, когда у вас есть это… Когда у вас есть талант и вы видите вещи определенным образом, и вы удивляетесь, что другие люди не могут его видеть”.

Упорство перед лицом сомнений или неприятия для художников или ученых может в результате привести к одиночеству. Это также может частично объяснить, почему некоторые из этих людей испытывают психические заболевания.

Интересный парадокс, возникший во время бесед с испытуемыми об их творческих процессах, заключается в том, что, хотя многие из них страдают от расстройств настроения и тревоги, они связывают свои способности с сильными чувствами радости и возбуждения. Например, Петр Чайковский, композитор, писавший в середине 19 века:

“Тщетно было бы пытаться выразить словами то неизмеримое чувство блаженства, которое приходит ко мне непосредственно, когда во мне пробуждается новая идея и начинает принимать иную форму. Я все забываю и веду себя как сумасшедший. Все во мне начинает пульсировать и дрожать. Едва я начал набросок, как одна мысль следует за другой.”

Что касается того, как возникают эти идеи, почти все мои испытуемые подтвердили, что, когда возникают моменты эврики, они, как правило, предваряются длительными периодами подготовки и возникают, когда ум расслаблен — во время того состояния, которое мы называем отдыхом.

Многие испытуемые упоминали появление идей во время принятия душа, вождения автомобиля или тренировки.

Один из них описал необычный режим, включающий послеобеденный сон: “Именно во время этого сна я выполняю большую часть своей работы. Я понял, что когда идеи приходят ко мне, они приходят, когда я засыпаю, они приходят, когда я просыпаюсь, они приходят, когда я сижу в ванне. Обычно я не принимаю ванну, но иногда я просто иду туда и думаю.”

Некоторые из других наиболее распространенных выводов, которые были предложены моими исследованиями, включают:

Многие творческие люди - самоучки. Им нравится учиться самим, а не получать информацию или знания с ложечки в стандартных образовательных условиях. Известно, что три творческих гения Кремниевой долины были отчислены из колледжа: Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг.

Стив Джобс — для многих архетип творческой личности — популяризировал девиз “Думай по-другому.”

Это наблюдение имеет важное значение для воспитания творчески одаренных детей. Им нужно позволять и даже поощрять “думать по-другому.” Некоторые испытуемые рассказывали мне, как они попадали в неприятности в школе за то, что указывали учителям на ошибки. Например, когда учитель второго класса объяснял одному из моих испытуемых, что свет и звук являются волнами и движутся с одинаковой скоростью.

Многие творческие люди - эрудиты, как и исторические гении, включая Микеланджело и Леонардо да Винчи. Джордж Лукас был награжден не только Национальной медалью искусств в 2012 году, но и Национальной медалью технологий в 2004 году. Интересы Лукаса включают антропологию, историю, социологию, нейробиологию, цифровые технологии, архитектуру и дизайн интерьеров.

Искусство и наука рассматриваются как отдельные направления, и студентам предлагается специализироваться на одном или другом. Если мы хотим воспитать творческих учеников, это может быть серьезной ошибкой.

Творческие люди, как правило, очень настойчивы, даже когда сталкиваются со скептицизмом или неприятием. На вопрос, что нужно, чтобы стать успешным ученым, один ответил:

“Настойчивость. Для того, чтобы иметь свободу для познания мира, вы должны иметь настойчивость.”

Некоторые люди видят то, чего не видят другие, и они правы, и мы называем их творческими гениями. Некоторые люди видят то, что другие не могут видеть, и они ошибаются, и мы называем их психически больными.

А некоторые люди и то и другое.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Пишите в комментариях, о чем еще из мира психологии вы хотите узнать!

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Секреты креативного сознания - часть 3.