Церковный год подходит к завершению, и 14 сентября (1 сентября по старому стилю) православные верующие чтят память святого Симеона Столпника. В народной традиции этот день известен как Семенов день, Семины осенины или просто проводы лета. Святого Симеона называли Летопроводцем, символически провожающим не только летнюю пору, но и уходящий год. Этот календарный рубеж был насыщен особыми обрядами, верованиями и хозяйственными занятиями, формировавшими уклад жизни наших предков.
Святой Симеон Столпник
Преподобный Симеон (390-459 гг.) вошел в историю христианства как великий подвижник, избравший для служения Богу редкую и суровую форму аскезы — столпничество. Оставив мирскую суету, он возвел высокую каменную башню (столп) и провел на ней долгие годы в непрестанной молитве, посте и бдении. Несмотря на затвор, святой не отказывал в духовной помощи страждущим, которые приходили к его столпу за советом и исцелением. На Руси к нему обращались как к Семену Столпнику, а в быту закрепилось имя Семен Летопроводец, подчеркивающее его связь с календарным циклом.
История новолетия на Руси
Изначально славяне связывали начало нового года с приходом весны — временем пробуждения природы, прилета птиц и начала полевых работ. Летоисчисление велось с 1 марта. Однако в середине XIV века, следуя византийской традиции, церковное и гражданское новолетие на Руси было перенесено на 1 сентября (по старому стилю). Эта дата оставалась официальной до 1700 года, когда указом Петра I празднование Нового года было установлено на 1 января, в соответствии с европейским календарем. Несмотря на это, Русская православная церковь сохранила 14 сентября (по новому стилю) как начало церковного года — индикт.
В городах сентябрьское новолетие отмечали с большой торжественностью. Ровно в полночь колокольный звон и пушечные залпы возвещали о наступлении нового года. Согласно поверьям, эти громкие звуки отгоняли нечистую силу, особенно активную в переходные периоды. В деревнях праздник начинался в доме старшего в роду, а утром вся семья шла на праздничную службу. Для крестьян 14 сентября в первую очередь ассоциировалось с памятью святого Семена и церковным новолетием, тогда как гражданский новый год еще долго по привычке отмечали в марте.
После богослужения сельчане отправлялись в поле завершать последние работы, а затем устраивали братчины — общие праздничные трапезы. Говорили: «В Семен-день до обеда паши, а после обеда руками маши». К этому дню старались закончить все хозяйственные и торговые сделки, а также судебные тяжбы. Интересно, что на Семенов день государь лично проводил торжественный суд.
Обряды переходного периода
Семин день воспринимался как важный рубеж не только в календаре, но и в жизни природы и человека. Чтобы оставить в прошлом все беды и неурядицы, крестьяне совершали обряд обновления домашнего очага. Вечером накануне в доме гасили все огни, включая печь. Утром самый уважаемый мужчина семьи (обычно старейшина) добывал «живой огонь» трением двух деревянных дощечек. Затем младшая женщина в доме раздувала его, зажигала свечу и растапливала печь. Этот ритуал символизировал связь поколений: старики олицетворяли мудрость прошлого, а молодые — энергию и продолжение жизни. В некоторых регионах новый, «заговоренный» огонь приносил в дом знахарь.
Еще одним важным обычаем было «сажание на коня» и «постриг» мальчиков, достигших четырехлетнего возраста. Мать или крестный отец состригали прядь волос с темени ребенка и хранили ее в ладанке. Затем отец впервые сажал сына на коня, позволяя ему проехать немного самостоятельно или с помощью крестного. После этого устраивали праздничный обед с участием крестных родителей, которые благословляли ребенка, разламывая над ним хлеб, и дарили подарки. Этот обряд знаменовал переход ребенка из младенчества в новый этап жизни и подчеркивал роль крестных в его судьбе.
На Семена Летопроводца часто планировали новоселья, веря, что это принесет в новый дом счастье и благополучие. Переезжая, брали с собой в горшке с углями домового, первой в дом запускали кошку (чтобы определить место для кровати), а на ночь оставляли петуха, чье утреннее пение должно было отпугнуть нечистую силу.
С днем святого Семена были связаны и своеобразные природные поверья. Крестьяне верили, что утром из реки выходит угорь (или уж) и, путешествуя по росистым лугам, смывает с себя все болезни. Тот, кто ступит на след этой рыбы, пока роса не высохла, мог забрать на себя ее хвори, поэтому суеверные люди избегали утром ходить к реке. Также считалось, что в этот день черт меряет воробьев «четвериками», решая, сколько оставить, а сколько забрать. По легенде, такая участь постигла птиц за то, что они выдали Христа своим чириканьем и подавали гвозди во время Распятия.
Бабье лето и девичьи заботы
На Семенов день часто возвращалась теплая, почти летняя погода, которая держалась одну-две недели. Этот период в народе называли бабьим летом. В языческие времена он был посвящен Макоши — богине-покровительнице женщин и женского труда.
Для женщин начиналось время более легких, по сравнению с летней страдой, работ: они трепали пеньку, мочили и стлали лен на открытом воздухе. Девушки примечали: если нить льна ложится ровно — будущий муж будет покладистым, если неровно — характер у него окажется трудным. Матери присматривали невест для сыновей, ведь приближалась свадебная пора.
С Семенова дня начинались засидки (супрядки) — вечерние собрания девушек для рукоделия. В заранее условленной избе они пряли, шили, вышивали под песни, сказки и загадки. Сюда же приходили старшие женщины, чтобы оценить умения и характер будущих невест, а иногда заглядывали и парни — пообщаться и присмотреться к девушкам.
Еще одним занятием девушек в этот день были шуточные «похороны мух, блох и тараканов» — обычай, уходящий корнями в языческое почитание Белбога, повелителя насекомых. Собрав вредителей, их с песнями и притворным плачем хоронили в маленьких «гробиках» из овощей (кочерыжек, брюквы, свеклы). Верили, что после этого насекомые исчезнут из дома на целый год. В избах также махали полотенцем (или даже штанами), выгоняя непрошеных гостей.
С началом бабьего лета молодежь возобновляла хороводы и игры на свежем воздухе, пока позволяла погода. Во время гуляний посещали дома зажиточных крестьян, где для участников хороводов выставляли угощение — пиво и пироги. Так праздновали осенины — торжественную встречу осени.
Елена АРТЕМОВА
Тайны ХХ века №36 (сентябрь 2012)