Синдром Карлсона: почему у детей появляются воображаемые друзья и как на это реагировать

Детская фантазия способна на многое: конфеты съела кошка, а прыжок в садике был выше крыши. Это умиляет. Но когда ребёнок сообщает о чаепитии с гномом Васей в пустой комнате, родители начинают беспокоиться. Почему у детей возникают невидимые товарищи, нормально ли это и как правильно реагировать?

И придумал же такое!

Родительские реакции на детские фантазии разнообразны: от строгих запретов до визитов к специалистам. Однако психологи утверждают, что появление воображаемого друга в возрасте 3-7 лет — частое и нормальное явление. Американские исследования показывают, что такого «личного Карлсона» имеют около 65% детей этого возраста. Обычно это человек, реже — ожившая игрушка или животное. Как правило, это признак развитого интеллекта и творческих способностей. В мире детского воображения возможно всё: исчезающий Чеширский Кот, варежка-щенок. Почему же Карлсону там не быть? Часто ребёнок охотно делится своими фантазиями, но примерно в четверти случаев родители даже не догадываются о «тайном друге». Именно эта ситуация требует внимания: почему ребёнок скрывает его? Знакомство с воображаемым персонажем может стать для родителей ценным диагностическим инструментом, который расскажет о переживаниях, страхах и нехватках малыша. Ведь, как известно, Карлсон всегда прилетает по адресу.

Веские основания для появления друга

Появлению невидимого товарища всегда есть причина. Иногда это просто буйная фантазия, но чаще — отражение психологических потребностей или проблем:

Нехватка общения. Карлсон часто появляется в сложные периоды: трудности со сверстниками, ослабление контакта с родителями или рождение брата/сестры. Воображаемый друг становится идеальным собеседником, доступным в любой момент, и помогает справиться со стрессом.

Давление или гиперопека. Если родители злоупотребляют запретами или чрезмерно контролируют, у ребёнка не остаётся пространства для самовыражения. В выдуманном мире можно всё: гулять по крышам, есть варенье на обед, а иногда даже самому становиться «родителем» для своего друга. Это даёт иллюзию свободы и значимости.

Чувство вины. Дети часто чувствуют себя виноватыми в ситуациях, которые от них не зависят (например, при разводе родителей). Уход в придуманный мир помогает ослабить эти мучительные переживания. Другу можно пожаловаться, а можно свалить на него свою вину: «Это всё он!».

Незащищённость. Ранимому ребёнку мир кажется враждебным. Тогда на помощь приходит друг-защитник (Супермен, Человек-Паук), и мир в фантазиях становится безопаснее. Проигрывая с ним свои желания, малыш набирается уверенности.

Нехватка впечатлений. Иногда ребёнку просто скучно от однообразных будней. Гораздо интереснее самому сочинить приключение и отправиться в путь с верным товарищем.

Золотая середина в общении

Какой бы ни была причина, воображаемый спутник всегда помогает ребёнку, является его «вторым Я». Поэтому знакомство с ним может быть полезным. Можно мягко подыграть: проявить интерес, расспросить о приключениях. Он может стать вашим союзником в понимании внутреннего мира ребёнка. Однако важно не перегибать палку: некрасиво манипулировать, используя друга в воспитательных целях («Смотри, гномик уже поел!»). Это его личный, волшебный мир. Но и впадать в другую крайность, воспринимая Карлсона как абсолютно реальную личность наравне с ребёнком, тоже не стоит — малыш всё же рассчитывает на ваш взрослый, здравый взгляд на вещи.

Чего не стоит делать родителям?

Запрещать и ругать. Ребёнок не откажется от фантазии, а просто уйдёт с ней «в подполье», что только ухудшит доверие.

Высмеивать. Это прямой путь к потере контакта с ребёнком и формированию комплексов.

Убеждать, что друга не существует. К 7-9 годам большинство детей сами «прощаются» со своими невидимыми товарищами. Зачем же сейчас вступать в конфликт и разрушать детскую веру, которую мы, например, поддерживаем, говоря о Деде Морозе?

Что необходимо делать?

Порадоваться за маленького фантазёра, который учится справляться с эмоциями.

Уделять больше внимания и времени — это никогда не будет лишним.

Попробовать заменить выдуманного друга реальным — например, завести домашнего питомца, о котором ребёнок давно мечтает.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Иногда воображаемый друг может сигнализировать о более глубоких проблемах. Консультация психолога необходима, если:

• Ребёнок перестаёт отличать игру от реальности, плохо идёт на контакт.
• Становится чрезмерно зависим от выдуманного друга, теряя интерес ко всему остальному.
• Его фантазии наполнены мрачными, жестокими сюжетами.

Специалист поможет найти причину — возможно, в неотработанной психологической травме или напряжённой семейной обстановке. Важно быть готовым к тому, что терапия может понадобиться и взрослым, так как корни проблем часто носят семейный характер.

Феномен Карлсона: почему именно он?

Выдуманные друзья были у детей всегда, но их олицетворением стал именно Карлсон Астрид Линдгрен. В чём его идеальность? Он нарушает все правила (о чём многие тайно мечтают), умеет летать (неосуществимая мечта человека) и абсолютно свободен. У него даже нет определённого возраста, что намекает на бессмертие. Это недостижимый идеал, манящий и ребёнка, и взрослого. Интересно, что в постсоветском пространстве эта книга наиболее популярна, в то время как Европа предпочитает Пеппи Длинныйчулок. Возможно, в истории про Малыша и Карлсона мы находим особые созвучия с нашей реальностью.

Синдром Карлсона у взрослых

У взрослых тоже бывает «синдром Карлсона», но значение иное. Часто это синоним «синдрома Питера Пена» — нежелания взрослеть (таких людей называют кидалтами). Также этот термин иногда применяют к определённому типу политиков, которые мастерски манипулируют и притворяются «самыми больными», когда это выгодно.

ВИКТОРИЯ ШАПАРЕНКО
Журнал «Здоровье» №3, 2013