Современные сезонные праздники Архангельского края: от Проводов зимы до летних фестивалей

В современной культуре Архангельского края особое место занимают сезонные праздники, которые, несмотря на своё сравнительно недавнее появление в советскую эпоху, прочно вошли в народную жизнь. Эти торжества, созданные как часть светской обрядности, творчески впитали в себя элементы старинных календарных традиций. Наибольшей популярностью среди них по-прежнему пользуется праздник «Проводы русской зимы». Интересно, что сегодня во многих городах и сёлах региона его стали отмечать уже после Масленицы, тем самым символически связывая с наступлением весны. Как отмечают местные жители: «В Вербное воскресенье в Карпогорах состоялся праздник Проводы зимы, который давно стал традиционным и одним из самых любимых у жителей райцентра и всего района».

География и общие черты празднований

Традиции празднования в разных районах края различаются. В то время как в некоторых местах отмечают исключительно Масленицу, в Мезенском, Лешуконском, Пинежском и других районах с особым размахом продолжают проводить именно «Проводы русской зимы». Несмотря на разницу в названиях, у этих гуляний много общего. Обычно их организуют на центральных площадях населённых пунктов. Программа праздников всегда насыщенна и включает народные забавы с участием скоморохов, традиционные конкурсы — например, по поднятию тяжестей, лазанью по столбу, бегу в мешках. Не обходится без катания детей на лошадях, а часто и ярмарок, где местные ремесленники демонстрируют свои изделия, и, конечно, чаепитий с блинами.

Символика и персонажи

Центральным элементом театрализованного представления часто становится противостояние Зимы и Весны, которым помогает сказочный герой Емеля. Вместе они изгоняют злодеев и нечистую силу, символизируя победу добра и света. Кульминацией, как и на Масленицу, становится сжигание чучела. Однако в контексте «Проводов русской зимы» это — образ самой Зимы. На него люди «вешают» свои печали, тоску и лень, чтобы избавиться от всего, что мешает радоваться солнцу и новой жизни. Эта яркая традиция показывает, как новый праздник наполняется глубоким личным смыслом для участников.

Примечательно, что во многих районах исконная Масленица довольно легко вытеснила искусственно созданные «Проводы зимы». Этот факт лишний раз подтверждает силу и живучесть традиционного аграрного календаря, чьи ритмы продолжают определять жизнь людей.

Летние праздники и фестивали

Судьба новых летних праздников складывается по-разному. В сельской местности неизменной популярностью пользуется Праздник песни. В городах Архангельского Севера различные фольклорные фестивали, смотры хоров и художественной самодеятельности нередко приурочивают к значимым православным праздникам, создавая уникальные гибридные формы. Например, уже несколько лет в Плесецке в день Ивана Купалы (Иванов день) проходит фольклорный фестиваль юмора «Кенозерская дураковина». А в Карпогорах в Петров день организуют «Петровскую ярмарку» — масштабный региональный праздник, который собирает мастеров декоративно-прикладного творчества и фольклорные коллективы.

Молодежные развлечения в день Ивана Купалы в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». 2006 г.