В дореволюционной России путь к браку был строго регламентирован правилами хорошего тона. Молодой человек, решивший жениться, должен был не просто познакомиться с понравившейся девушкой, но и пройти через ряд формальных этапов. Первым делом следовало заручиться расположением ее родителей и самой избранницы.
Тщательная подготовка и деликатное сватовство
Прежде чем делать предложение, жениху рекомендовалось тщательно изучить характер и вкусы будущей супруги. Это можно было сделать как путем личных наблюдений, так и через надежных друзей. Особое внимание уделялось предварительному зондированию почвы: через тех же друзей или знакомых следовало выяснить, как отнесутся к предложению семья девушки и она сама. Это позволяло избежать неприятной ситуации открытого отказа, что считалось большим позором.
Убедившись в благоприятном исходе, молодой человек наносил официальный визит родителям невесты. На этой первой встрече, где обсуждались в том числе и финансовые вопросы, сама девушка обычно не присутствовала. Если условия жениха устраивали семью, его приглашали повторно. В противном случае просили «повременить», что было вежливой формой отказа.
Помолвка и обручение
Второй визит был уже торжественным: девушка находилась в кругу семьи, одетая скромно, но со вкусом. Костюм жениха также должен был безупречно соответствовать строгим правилам приличия. Официальное предложение делал отец жениха или, в его отсутствие, другой близкий родственник или друг. Согласие сторон и обмен словесными обязательствами означали помолвку. Однако статус жениха и невесты окончательно закреплялся лишь после церковного обряда обручения.
Обручение было важным семейным праздником. В присутствии родных и близких священник читал молитвы, благословлял пару и надевал им обручальные кольца — обязанность жениха. Кольца из червонного золота 92-й пробы были интимным символом: на внутренней стороне вырезали дату обручения, а также инициалы супруга на кольце жениха и супруги — на кольце невесты. После благословения родителями молодые впервые обменивались поцелуем, и с этого момента начинали носить кольца.
Подарки и свадебные чины
Жених был обязан делать подарки не только невесте (включая так называемую «свадебную корзинку» с драгоценностями и туалетными принадлежностями накануне брака), но и ее родителям, братьям и сестрам. Невеста и ее семья также готовили ответные дары жениху.
Особую роль играли «свадебные чины» — специально избранные участники церемонии. Посаженные отец и мать, обязательно состоявшие в браке, благословляли молодых перед венчанием. На посаженной матери лежала обязанность приготовить хлеб-соль, на отце — предоставить икону для благословения.
Шаферы (дружки) должны были быть холостыми. Их главной задачей было держать венцы над головами жениха и невесты во время венчания. Первый шафер, обычно брат или близкий друг жениха, выступал главным распорядителем всего свадебного церемониала: от встречи гостей до организации отъезда из церкви. Он же вручал невесте свадебный букет от жениха (для девиц — из померанца и мирты, для вдов — из белых роз и ландышей).
Помимо шаферов, в процессии участвовал мальчик 5–8 лет, который нёс перед невестой икону при входе в храм, а также подруга невесты («дружка»), собиравшая с гостей деньги на специальный квест.
Церемония венчания и свадебный пир
В день свадьбы невесту в белом платье готовили к венцу подруги и родственницы, сама же она сохраняла пассивную роль. В церковь она отправлялась в карете, нанятой женихом (предпочтительно с белыми лошадьми), в сопровождении отца или посаженого отца.
Во время обряда жених стоял справа, невеста — слева. После венчания молодые шли поклониться иконам у Царских Врат, а затем отправлялись в дом, где их встречали с иконой и хлебом-солью.
Свадебный пир также подчинялся строгому этикету. Рассаживались за столом согласно особым правилам, чтобы подчеркнуть статус и родственные связи. Самые почетные гости располагались ближе к новобрачным. Танцы на балу открывала молодая с самым уважаемым мужчиной из гостей, второй танец супруги танцевали вместе. Завершался вечер незаметным уходом молодой, что присутствующие должны были тактично игнорировать.
Духовный смысл таинства брака
Церковное таинство венчания было кульминацией и духовной основой всего процесса. Обряд начинался с обручения, где священник трижды благословлял пару зажженными свечами — символами супружеской любви, благословленной Господом. После молитв о даровании мира и единогласия следовало освящение и обмен кольцами как залогом нерушимости союза.
Затем наступало само венчание. Священник возлагал на головы жениха и невесты венцы — знак небесной благодати и царского достоинства супружества, трижды благословляя их. Чтение послания апостола Павла напоминало о взаимных обязанностях мужа и жены, а евангельское повествование о браке в Кане Галилейской — о благословении брака Самим Христом. Совместное питье вина из одной чаши символизировало будущее единодушие в радости и горе, а троекратное хождение вокруг аналоя — духовную радость и торжество.
Таким образом, свадьба в дореволюционной России представляла собой сложный синтез светского этикета, семейных традиций и глубокого религиозного таинства, где каждое действие было наполнено особым смыслом и строго регламентировано.