Встреча с нобелевским лауреатом Светланой Алексиевич, организованная компанией Andersen People, вызвала невероятный ажиотаж. Изначально планировавшееся для небольшой аудитории мероприятие привлекло внимание более двух тысяч человек, что заставило организаторов в срочном порядке искать новое помещение. В итоге 500 счастливчиков, успевших зарегистрироваться, смогли разместиться в бальном зале отеля Double Tree by Hilton.
Гости с нетерпением ждали начала встречи с писательницей.
Книги без точки: как рождалась «У войны не женское лицо»
Светлана Алексиевич поделилась историей создания своей знаменитой книги. Она отметила, что в послевоенной Беларуси найти женщин-фронтовичек для интервью было несложно — война затронула каждую семью. Однако настоящей сложностью стал поиск не просто свидетелей, а людей, которых пережитое страдание сделало внутренне свободными, способными говорить не шаблонными фразами, а своими собственными, выстраданными мыслями.
Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе.
В итоге в книгу попадал лишь каждый десятый из её собеседников. Писательница подчеркнула, что у неё не было никаких специальных приёмов, чтобы «разговорить» человека. По её мнению, главное — самому быть искренним, думающим и чувствующим собеседником. Некоторые истории давались ей особенно тяжело и заставляли переосмысливать собственные взгляды. Например, рассказ женщины, вынужденной стрелять по колонне, в которой шла её мать. Алексиевич призналась, что не могла с этим смириться, но и не осуждала — она понимала, что люди того времени жили по иным, более жестоким законам.
Для Алексиевич важен живой, нешаблонный диалог.
Сегодня писательница сожалеет, что многие истории не вошли в окончательную версию книги. Она называет свои произведения «книгами без точки» — они не отпускают автора, заставляя бесконечно возвращаться к материалу и переосмысливать его в новом историческом контексте.
Цена человечности в нечеловеческих условиях
Одной из центральных тем разговора стала природа подвига и человечности. Алексиевич считает, что быть «хорошим солдатом» в строю — относительно просто. Гораздо сложнее, почти невозможно, оставаться человеком, когда вокруг царит бесчеловечность. В подтверждение своих слов она привела потрясающую историю о женщине, которая, несмотря на зверства, совершённые полицайкой, бросилась перевязывать её раны, отдав для этого последнюю простыню.
Писательница размышляет о границах человеческого в экстремальных ситуациях.
Война как безумие: взгляд из Афганистана
Говоря о современности, Алексиевич выразила твёрдое убеждение: человеческая жизнь сегодня ценится гораздо выше, чем в прошлом. Люди больше не готовы бездумно жертвовать собой. Она с горечью и недоумением говорит о любых приказах, заставляющих людей ехать на край света убивать тех, кого они никогда не видели, называя это безумием.
Собственный опыт встречи с войной в Афганистане оставил в ней неизгладимый след. Визит в госпиталь, где лежали пострадавшие дети и старики, и горький упрёк «смотри, что твои русские сделали» стали для неё шоком. Но самым страшным испытанием стала встреча с последствиями подрыва на «очень красивой» мине. Вид того, что осталось от солдат, собирали ложкой, чтобы отправить матерям. Это зрелище писательница не может забыть до сих пор.
«Цинковые мальчики» — ещё одна болезненная страница истории.
Память, которая требует диалога
Отвечая на вопрос о Куропатах, Алексиевич отметила, что установка памятника — лишь часть процесса. Гораздо важнее создать условия для открытой общественной дискуссии. Для написания честной книги о тех событиях необходимы рассекреченные архивы и готовность свидетелей говорить правду.
Ядерный вызов и проблемы будущего
Писательница затронула и тему технологических рисков. Побывав недалеко от Фукусимы, она увидела судьбы людей, навсегда потерявших свои дома из-за радиации. По её мнению, человечеству пора думать не о строительстве новых АЭС, а о безопасном выводе из эксплуатации старых. При этом она столкнулась с парадоксом: развивающиеся страны, видя все риски, всё равно стремятся повторить путь развитых, требуя своего «права» на ядерную энергию, что создаёт новые вызовы для будущего.
Размышления о будущем — неотъемлемая часть её творчества.
Внутренний стержень и вечные вопросы
Работа над своими книгами, по признанию Алексиевич, часто сопровождалась отчаянием и усталостью. Это был труд длиною в жизнь, похожий на попытку пробить одну стену, только чтобы увидеть следующую. Однако она не считает себя кем-то особенным, называя свою работу «нормальным трудом интеллигента».
С детства мечтая стать «пишательницей», она всегда задавалась одним главным вопросом: почему в нашей жизни так мало человеческого, так много жестокости и несправедливости? Её ответ прост и сложен одновременно: спасти нас может только любовь, которой так часто не хватает в душах, даже самых религиозных.
Любовь как спасение — лейтмотив многих её размышлений.
Личное пространство среди всеобщей боли
Несмотря на погружённость в трагические темы, у Светланы Алексиевич есть свой, отдельный от творчества мир. После смерти сестры она взяла на воспитание её дочь, которая теперь стала для неё родной, подарив и внучку. Близкие люди и верная подруга, идущая с ней по жизни, помогают сохранять баланс и дают силы для продолжения её непростой миссии.
Фото автора
VELVET: Юлия Василюк