В психологии термин «сиблинги» (от английского siblings) обозначает братьев и сестёр, рождённых от одних родителей. Эти отношения — один из самых важных и долгосрочных социальных опытов в жизни человека. Хотя сиблинги часто становятся опорой и лучшими друзьями друг для друга, их совместная жизнь не обходится без ссор и конфликтов, которые могут серьёзно озадачить родителей.
Кто не сталкивался с ситуацией, когда мирная игра оборачивается ссорой из-за игрушки, а творческий порыв — разрисованными обоями? Подобные эпизоды — неотъемлемая часть родительства. Стремясь восстановить мир, взрослые часто действуют интуитивно, совершая при этом распространённые ошибки. Давайте разберёмся, какие стратегии разрешения конфликтов между детьми являются неэффективными и как можно действовать более мудро и продуктивно.
Ошибка 1: Полное невмешательство («Разберутся сами»)
Позиция невмешательства, основанная на убеждении, что дети должны учиться договариваться самостоятельно, может принести больше вреда, чем пользы. Без руководства взрослого «естественный» исход конфликта часто определяется не справедливостью, а силой или хитростью. В результате дети не осваивают ключевые социальные навыки: умение идти на компромисс, прощать, учитывать чувства другого. Как сказано в Евангелии от Матфея, важно не упускать «важнейшее в законе: суд, милость и веру». Родительское участие и объяснения помогают выстроить у ребёнка систему нравственных ориентиров. Если дети просят о помощи, отмахиваться от них — значит упускать важный воспитательный момент.
Вместо того чтобы игнорировать ссору, можно задать наводящие вопросы, которые помогут детям проанализировать ситуацию:
1) Мог бы кто-то из вас уступить в этой ситуации? Что мешает это сделать?
2) Как правильно попросить чужую вещь? Всегда ли нужно делиться? А когда это уместно?
3) Какие слова можно использовать, чтобы попроситься в игру или предложить свою?
4) Что именно вызвало твой гнев или обиду? Опиши свои чувства.
Обсуждать подобные темы стоит не только в пылу конфликта, но и в спокойной обстановке — во время прогулки, чтения книги или просмотра фильма. По мере взросления детей разговоры могут затрагивать более сложные темы: ценность качеств личности, природу прощения и личностный рост. Отличным подспорьем может стать, например, радиопередача «Как спорить без ссор?» из цикла «Вопросы Веры и Фомы», которая рассказывает о честных и бесчестных приёмах в споре.
Ошибка 2: Гиперконтроль и постоянное вмешательство
Противоположная крайность — чрезмерный контроль — также вредна. Если родитель постоянно комментирует, предостерегает и диктует правила игры, дети перестают его слышать, а их естественная потребность в самостоятельности подавляется. Невозможно и не нужно проживать жизнь за детей. Если они мирно играют, лучше дать им эту возможность, не превращаясь в «ревизора», который только и ждёт повода для замечания.
Часто взрослые «опережают» события, обрушивая на ребёнка шквал запретов: «Не ной!», «Не бери!», «Не дерись!». Гораздо эффективнее использовать позитивные формулировки, которые показывают понимание и предлагают решение. Вместо «Не ной» — «Я вижу, ты расстроился, потому что хочешь эту машинку». Вместо «Не бери!» — «Давай спросим у сестры, можно ли тебе поиграть её куклой?».
Ошибка 3: Наклеивание ярлыков
Слова «плакса», «забияка», «ябеда» или, наоборот, «умница» и «пример для подражания» — это ярлыки, которые могут серьёзно повлиять на самооценку и поведение ребёнка. Дети, стремясь соответствовать (или, наоборот, протестуя против) ожиданиям взрослых, могут начать играть навязанную роль. Даже положительные ярлыки чреваты развитием, например, синдрома отличника, когда ребёнок боится ошибиться, чтобы не разочаровать родителей.
Обратите внимание: Какие перемены на пороге?.
Важно оценивать не личность ребёнка, а его конкретный поступок.Ошибка 4: Запрет на «ябедничество»
Фраза «Не ябедничай!» может отдалить ребёнка от родителей. Вместо того чтобы найти поддержку и совет, он получает отпор и чувствует себя виноватым. Как же тогда ему научиться разбираться в сложных социальных ситуациях? Не стоит бояться, что внимательное выслушивание жалоб взрастит кляузника. Напротив, совместный с родителем анализ проблем учит ребёнка в будущем самостоятельно отличать мелкие обиды от серьёзных нарушений и принимать взвешенные решения.
На личном опыте: младшая дочь в 3-5 лет часто «жаловалась» на старших из-за своих возрастных неудач (не дотянулась, упало, не получается). Ей не требовалось разбирательство и наказание «виновных». Ей нужны были помощь, объятия и совместная игра. Со временем, получив уверенность в нашей поддержке, она перестала обращаться по пустякам, научившись справляться сама.
Ошибка 5: Отрицание и запрет эмоций
Фразы вроде «Мальчики не плачут», «Не злись!», «Успокойся!» учат ребёнка подавлять свои чувства, что может привести к психологическим проблемам в будущем. Злиться, грустить, бояться — так же нормально, как и радоваться. Задача родителя — помочь ребёнку распознать свою эмоцию, принять её и найти социально приемлемый способ её выражения. Только понимая свои чувства, человек может научиться бережно относиться к чувствам других. Отличными инструментами для этой работы могут стать совместное рисование эмоций, ролевые игры или домашние театральные постановки.
В заключение стоит признать: идеальных родителей не существует, и ошибки неизбежны. Однако дети тонко чувствуют наши искренние старания их понять и помочь. Наша цель — не создать бесконфликтную среду, а научить детей жить в мире с собой и окружающими, помня слова Апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Детское сердце открыто этому призыву. Удачи вам на этом пути!
Автор: Ольга Федотова
Опубликовано: https://www.hss.center/
Делитесь и вы своими советами, опытом и секретами в обучении!
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодарим вас за Ваши "Спасибо".
Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!
Желаем ВамУспехов, Добра и Радости))
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Какие ошибки делают родители при разрешении детских конфликтов.