Трансформация традиционных праздников

Традиционные праздники и обряды пытались трансформировать, наполнить их иным содержанием, создать на их основе новые праздники и советскую обрядность. Активным «проводником» нововведений являлась молодежь. По воспоминаниям И. П. Попова, бывшего в 1919 г. секретарем Устьпаденгского сельсовета, а в 1924-1927 гг. председателем волостного исполкома «молодежи было много, веселая, голодная до всего нового, с ней мы и начали работать. Мы заменили хулиганские частушки... хоровыми песнями Демьяна Бедного, “Камаринской”, “Как родная меня мать провожала”, на злобу дня “Ай да ребята, ай да комсомольцы” и др.». Создали спортивный клуб (в доме бывшего кулака Воюшина), драматический кружок, после спектаклей устраивали массовые игры. В 1924 г. купили радиоприемник». «Я был активистом на всех гуляньях и праздниках с губной гармошкой, — вспоминал И.П. Попов. — Надо было за ребят держаться, и я иногда стал петь хулиганские частушки, но в деревнях пел только хорошие песни»".

В с. Азаполье Мезенского уезда комсомольская ячейка появилась в начале 1920-х гг. Сельские комсомольцы, по словам первого аза-польского комсомольца И.Н. Борисова, главной своей задачей в то время считали антирелигиозную пропаганду и постоянно собирались в избе-читальне для совместных «читок» и обсуждений журнала «Безбожник». «...Потом расклеивали листовки на церкви на видном месте, ой и подняли верующие шум. Комсомольцы взбучку от родителей получили». Затем организовали в селе театральный кружок и сообща купили граммофон. Азапольцам нравилось показывать свои театральные постановки землякам. Пьесы были в основном антирелигиозного и сатирического характера. На сцене в гротесковой форме «актерами» разыгрывалась православная служба:

«Поп

Дьякон Агафошка,

Посмотри в окошко,

Не идет ли кто,

Не несет ли что?

Дьякон

Баба идет,

Крынку масла несет.

Поп

По-дай, гос-по-ди!

Ах, тут и смеялся же народ!»

Мало-помалу число верующих убавлялось. Комсомольцы, журналы, пьесы делали свое дело. А потом «пасху под гору бросали».

Так в Азаполье называли запрещение священнослужителю на проведение богослужений в храме, хождение по деревне в праздники, поздравление селян со сбором пожертвований («дань собирать»).

 

Активисты в целях пропаганды и агитации старались использовать и народные праздничные гулянья, До конца 1920-х гг. на деревенских игрищах сохранялся следующий обычай: девушки, здороваясь поклонами с парнями, приглашали на гулянья сначала юношей побогаче. Комсомольцы этот обычай отвергли. «И пошли в селе новые обычаи». Перед праздниками собиралась молодежь на спевки, а в праздники — на демонстрации, где пели «Интернационал», «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу» и другие революционные песни.

В с. Дорогорском Мезенского уезда после революции дом купца Ружникова перешел в собственность народа. «Народный дом» — так называли первый очаг культуры на селе. Вокруг него сразу начала организовываться молодежь. Девушки-активистки, самые красивые и умные, на которых больше всего заглядывались женихи, вступали на путь борьбы за новую советскую жизнь. Появился первый драмкружок. И в первую же Масленицу комсомольцы разыграли масленичную сценку. Запрягли пару лошадей, украшенных лентами и колокольчиками, поставили на санях что-то вроде будки-балагана. Поместили туда стол, на него самовар с чашками и чайниками, жаровню, сковородку, на которой пекли блины и на ходу пили чай. Спереди их не было видно, только сзади. Публика со всех сторон села сбегалась к саням и шла вслед за ними. На улице уже темнело, а у них был приспособлен фонарь, чтобы в санях всех было видно, как на экране.