В скандинавской традиции существует руна «Вуньо», которую часто связывают с понятиями «радость», «благополучие» и «удача». Однако если радость — чувство универсальное, то трактовка удачи в языческом мировоззрении кардинально отличается от той, что укоренилась в современной культуре под влиянием монотеизма, даже если мы сами считаем себя атеистами.
Иллюстрация автора
Удача как милость: взгляд монотеизма
В авраамических религиях удача или успех полностью зависят от воли всемогущего Бога. Человек в этой системе — «раб божий», а его удача — проявление господской милости. Залогом её обретения служат покорность и смирение, считающиеся главными добродетелями. От собственной воли и действий человека удача в этой парадигме не зависит — можно лишь пассивно надеяться на милосердие высших сил или пытаться вызвать его через страдания.
Такой фаталистический взгляд на судьбу часто формирует пассивно-созерцательное отношение к жизни. Человек начинает уповать на случай, ожидая, что проблемы решатся сами собой. Это может порождать беспечность, неуверенность в своих силах и своеобразную «гордость страдальца», когда ответственность за неудачи перекладывается на внешние обстоятельства: «не то правительство», «Бог не любит» или «мне просто не везёт».
Удача как качество: языческое мировоззрение
Руна «Вуньо» представляет собой принципиально иное понимание. В языческой картине мира человек — не раб богов, а скорее их сосед или соратник. Поэтому судьба (вспомним славянских Долю и Недолю) — это не слепой рок или прихоть высших сил, а истинное предназначение личности.
Наиболее точным соответствием «Вуньо» является исландское понятие «hamingja». Это не разовое везение, а внутреннее качество человека, подобное храбрости или честности. Можно сказать, что это «удачливость» или «везучесть» как черта характера. На современном сленге «hamingja» — это не случайный «фарт», а «фартовость», то есть устойчивая способность добиваться успеха благодаря смелости и решительности, что было характерно для викингов.
Этот же смысл отражён в древнерусском языке. Князь Мстислав Удатный получил своё прозвище от основы «удá», которая объединяла значения «удачи», «способности», «смелости» и «награды». Таким образом, удача для язычника была неразрывно связана с личной активностью и удалью.
Удача как действие и путь
В языческом понимании удача проявлялась не как дар свыше, а как результат активных и решительных поступков человека. Нерешительность и пассивность приравнивались к отсутствию удачи и даже к трусости. При этом «удачливость» не считалась постоянным и неизменным даром. Её нужно было постоянно подтверждать и усиливать через действие, напряжение моральных и физических сил.
Судьба (орðr у скандинавов) в этом контексте — это не фатум, а скорее предрасположенность, данная при рождении (например, норнами). Однако то, как человек распорядится этой данностью, как воплотит её на благо себе и своему роду, зависит уже от его собственных усилий. Даже знание о нелёгкой доле, полученное через гадание, не пугало, а мотивировало человека с честью пройти предначертанный путь, полагая, что с богами можно «договориться» через достойные деяния.
Обратите внимание: Как удача выбирает своего человека: гороскоп.
Связь с современной психологией
Интересно, что языческое понимание судьбы удивительно перекликается с концепциями глубинной психологии XX века. Оно близко к юнгианской «Самости» — внутреннему ядру личности, её наивысшему предназначению, к которому ведёт путь индивидуации. Также это напоминает «Онто Ин-се» в онтопсихологии Антонио Менегетти — базовый проект природы, заложенный в каждом человеке.
Таким образом, счастье или «удатность» с этой точки зрения — это следование своей истинной судьбе, самореализация в соответствии с глубинным замыслом. Чем полнее человек воплощает своё предназначение, тем эффективнее становятся его решения, тем больше он чувствует гармонию и избавляется от страха и тоски, потому что перестаёт обманывать себя.
Дисклеймер: Статья носит культурологический и аналитический характер, а не религиозный или морализаторский. Автор не занимает оценочных позиций «хорошо/плохо» и открыт для содержательной дискуссии, если читателям есть что добавить к предложенному анализу.
Благодарю за лайк и подписку. Продолжение следует!
#александра сергеева #архетипы #аналитическая психология #дорога в тридесятое царство #славянское язычество #язычество #русское язычество #психология счастья #психология самопознание
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Поняние "удача" в язычестве и в современном мире.