Уильям Шекспир: аристократ за маской мещанина?

На протяжении двух столетий научное сообщество и любители литературы спорят о том, был ли Уильям Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне истинным автором бессмертных пьес и сонетов. Растущее число исследователей склоняется к версии, что это имя — лишь искусный псевдоним, за которым скрывался высокообразованный аристократ, желавший сохранить инкогнито. Традиционалисты, однако, отвергают подобные теории, игнорируя накопленные исторические несоответствия, которые ставят под сомнение каноническую биографию ключевой фигуры западной культуры.

Изыскания доктора богословия: первое сомнение

В 1785 году преподобный Джеймс Уилмот, доктор богословия и настоятель церкви в Стратфорде-на-Эйвоне, задался целью найти литературное наследие великого поэта. Четыре года он скрупулезно изучал архивы, письма и местные предания в графстве Уорикшир, надеясь пролить свет на жизнь драматурга.

Результаты его поисков оказались обескураживающими. Уилл Шакспер (так была записана фамилия при крещении) родился в семье необразованных торговцев перчатками, в юности был подмастерьем мясника, а позже разбогател на коммерции и театральных паях. Его жизнь была жизнью обычного дельца, не оставившего после себя ни рукописей, ни библиотеки. Его похоронили без особых почестей под скромным надгробием. Потрясенный Уилмот долго хранил молчание, но в итоге признался: несмотря на все усилия, он не нашёл ни одного доказательства, связывающего стратфордского обывателя с созданием шедевров. Позже к аналогичным выводам независимо пришли такие выдающиеся умы, как Марк Твен, Уолт Уитмен, Зигмунд Фрейд и Фридрих Ницше.

Несуразности и подозрения: пропасть между автором и человеком

Автор произведений Шекспира демонстрировал энциклопедические знания, недоступные сыну неграмотного ремесленника. Он свободно владел иностранными языками, глубоко знал античную литературу, юриспруденцию, историю, ботанику, военное дело и придворные развлечения вроде соколиной охоты. Его активный словарный запас оценивается в 20-25 тысяч слов — в 4-5 раз больше, чем у современного образованного англичанина.

Пьесы с топографической точностью описывают Италию, Данию и Францию, что наводит на мысль о путешествиях автора по Европе, однако нет никаких свидетельств, что Шакспер покидал Англию. Отсутствуют и его рукописи, черновики или личные письма. Составленное им завещание, где с педантичностью перечислена домашняя утварь вплоть до жестяной перечницы, не содержит ни слова о книгах или литературных правах. Эксперты-графологи, изучившие его подпись, заключили, что он был малограмотен. Его жена и дети также не умели читать и писать.

Ни один из современников-литераторов эпохи Елизаветы I не упоминал стратфордца как поэта или драматурга. Французский историк Ипполит Тэн в XIX веке резюмировал: «Мы уверены только в том, что он переделывал чужие пьесы, составил завещание и умер».

Эдуард де Вер, граф Оксфорд: главный претендент

За два века в качестве возможных авторов назывались многие — от Фрэнсиса Бэкона до самой королевы Елизаветы I. Однако в 1920 году исследователь Томас Луни, проанализировав тексты, выдвинул наиболее убедительную кандидатуру: Эдуарда де Вера, 17-го графа Оксфорда.

Биография де Вера удивительным образом перекликается с сюжетами и идеями шекспировских пьес. В его личной Библии сохранились пометки, которые позже стали цитатами из произведений Шекспира. Более того, многие из 3200 новых слов, приписываемых Шекспиру, впервые встречаются именно в письмах графа.

В отличие от Шакспера, де Вер родился в аристократической семье, покровительствовавшей искусствам. Он получил блестящее образование в Кембридже и Оксфорде, изучал право, много путешествовал по Европе, был придворным и политиком. Он также финансировал театр «Блэкфрайарс» и публиковал стихи, стилистически почти неотличимые от шекспировских. Современники знали его как поэта, использовавшего псевдоним.

Зачем ему псевдоним? Мотивы аристократа

Де Вер перестал публиковаться под своим именем в 1593 году — именно тогда впервые появилось имя Уильяма Шекспира. Псевдоним был выбран символично: на гербе рода де Веров изображен воин с копьём, а «Shake-speare» (часто писалось через дефис) буквально означает «потрясающий копьём».

Анонимность в елизаветинскую эпоху была распространённой практикой, особенно для сатирических произведений, которые могли навлечь гнев властей. Пьесы Шекспира полны скрытых намёков и пародий на знать и политиков. Кроме того, для аристократа считалось неприличным публично сочинять для публичных театров вроде «Глобуса», которые посещала городская беднота. После смерти де Вера в 1604 году его наследники продолжили поддерживать эту мистификацию.

В 1975 году авторитетная Британская энциклопедия в 15-м издании фактически признала эту гипотезу, заявив, что «Эдуард де Вер является самым вероятным претендентом на авторство пьес Шекспира». Таким образом, величайший драматург, возможно, был не сыном перчаточника, а высокородным графом, чьё истинное имя столетиями оставалось скрытым за гениальным псевдонимом.

Марина УДЕНЦОВА


Тайны ХХ века №19 (май 2012)