Как прыгать в океан жизни без всякого страха? Тема стоящая. То, что в древности, скажем, или в какой-то просветленной цивилизации считалось само собой разумеющимся - для нас становится темой очень интересной для обсуждения. Стоит ли мне жить так, как я хочу: стоит ли мне открыто проявлять чувства, которые я испытываю, стоит ли говорить то, что я действительно думаю.
Стоит ли мне общаться со всеми, с кем я хочу, стоит ли есть то, что я хочу и т.д.? На вопросы, ответ на которые, казалось бы, очевиден, у нас часто нет ответа. Мы сомневаемся: а что о нас могут подумать, а к чему это может привести, а правильно ли это, а не идет ли это вразрез с моими принципами, а не противоречит ли это моим религиозным взглядам? Интересно, что довольно часто наше поведение зависит больше от каких-то социальных, этических или религиозных норм, чем от наших собственных чувств и желаний. Есть даже люди, которые вовсе не знают, чего они хотят, настолько сильно они привыкли ориентироваться на мнения других и готовые формулы. Отними у них эти формулы, они растеряются и будут очень страдать. Как герой одного анекдота, который оказался на международной конференции, не зная ни одного языка, кроме своего родного. Он слушал доклады с синхронным переводом, но когда начался перерыв, и пришло время обеда - оказался в затруднительном положении. В буфете не было переводчика, а ему самому было неудобно из-за того, что он и двух слов не может связать на английском. В общем, наш герой слово в слово повторял то, что сказал человек, стоявший перед ним в очереди: «Яблочный пирог и кофе». Он делал этот заказ в течение двух недель, чтобы не рисковать. Однако яблочный пирог стал вызывать у него уже такое отвращение, что он набрался смелости и вновь прислушался к тому, что говорил человек, стоявший в очереди перед ним: «Бутерброд с сыром». «Бутерброд с сыром», - сказал он. «Белый хлеб или черный», - спросил бармен.
Бутерброд с сыром.
Я понял. А хлеб вам какой, белый или черный?
Бутерброд с сыром.
Через некоторое время терпение бармена лопнуло, и он буквально закричал: «хлеба тебе какого дать, дубина!».
Яблочный пирог и кофе.
Общество, в котором мы родились, с детства снабжает нас готовыми ответами на все вопросы, ценностями и подробным планом жизни. Лишь немногие подвергают их сомнению, большинство из нас становятся истинными последователями этой культуры, живя по общепринятому стандарту, проверенному временем и признанному окружающими. Такую жизнь можно назвать пережевыванием жеванного. Расскажу подходящий для случая анекдот.
Трое в дешевом ресторанчике обсуждают, что самое лучшее может дать человеку жизнь. «По мне так это добрая порция пельменей со сметаной и бутылка водки», - говорит один. «Я не согласен; лучше всего борщ с черным хлебом и бутылка водки», - поспорил с ним второй. Третий покачал головой и с блеском в глазах произнес: «Я прошу прощения, но, на мой взгляд, самое лучшее - это свидание с Мэрилин Монро!». «Эх, хватил», - ответили первые двое: «Кто же говорит о самом лучшем!».
О самом лучшем мы даже не думаем. Мечты юности, если они и были, давно похоронены.
Что же происходит в результате? В результате мы теряем свою силу и энтузиазм, истинный вкус к жизни. Она становится серой, обыденной, скучной. Приходится «подогревать» себя, искать острых ощущений… Конечно, мы не теряем свою силу навсегда, она по-прежнему с нами, но просто остается невостребованной. Мы закапываем ее вместе с нашими мечтами, т.к. они идут в одном контексте: у каждого из нас достаточно сил для осуществления самых несбыточных (как может показаться) желаний, откладывая в сторону их осуществление, мы откладываем и силу, которая нам дана для этого.
Теперь я хочу пояснить, о какой силе идет речь. Мы невероятно могущественны, но большинство из нас об этом даже не подозревает. Мы с вами, дорогие читатели, подобны гигантам в телах карликов: возможности у нас гигантские, а представления о себе карликовые.
Когда Моисей вывел свой народ из Египта и оказался на берегу огромного моря, он спросил у находившегося все время рядом с ним летописца: «Как ты думаешь, могу я попросить это море или Бога чтобы оно расступилось и мы могли пройти?». «Ну.., , решай сам», - ответил летописец: «Одно я знаю точно, что если ты сделаешь это, 2 страницы в Ветхом завете тебе гарантировано». Похоже, что каждому из нас гарантировано, как минимум, 2 страницы в одном из заветов, в том случае, если мы решимся сделать то, что по-настоящему хотим, можем и должны. Господь беспристрастен. Нет избранных душ, в том смысле, что Он никого не избирает, перед Ним все души равно могущественны, велики и прекрасны. Всех нас Он в равной степени наделил этими качествами, как творец. Но одни выбирают жизнь великанов, а другие запихивают, упаковывают себя в тела карликов. Выбор за нами. И те, кто выбирает проявить свое могущество сполна - поистине избранные души.
Кто-то может спросить: «О чем вы говорите, неужели каждому человеку по силам разговаривать с Богом, раздвигать моря?». Конечно каждому! Другое дело, что не для каждого в этом есть необходимость. У Моисея были свои цели: ему нужно было спасти целый народ и пройти через море - оказалось насущной необходимостью. У нас же свои цели, но возможности те же самые.
Мы - сотворцы Всевышнего, способные творить любую, абсолютно какую захочется, реальность своими мыслями, словами и поступками. И конечно, большинство из нас сильно недооценивает свои мысли и слова, в первую очередь, тогда как они являются невероятно важными этапами творения. Любая мысль сбывается, даже самая мимолетная, рано или поздно. Мысль, подкрепленная словом, сбывается быстрее. Мысль, подкрепленная словом и делом, сбудется еще быстрее. А если за мыслью стоит наше истинное, глубинное, а не навязанное нам кем-то со стороны, желание, то это желание, истекающее из самой нашей души, сообщает ей чудодейственную силу, поскольку душа - это та часть, которой мы соприкасаемся с Богом и именно она источник нашей самой сверхъестественной силы. Я вспомнил, как Николай Гумилёв описывал себя мальчиком: «Необычный, колдовской ребенок, словом, останавливавший дождь…». По большому счету в этом нет ничего необычного и колдовского. Это нормально! (Для духовных людей J).
«Как же нам призывать свою силу, востребовать ее?!» - спросите вы. Просто нужно перестать подавлять ее: перестать подавлять свои желания, чувства, эмоции, дать свободу мысли, словам и совершать именно те поступки, которые мы хотим совершать. Будучи сотворцами Всевышнего, мы можем творить тот мир, в котором хотели бы жить. И делать это сознательно. Вместо того чтобы находиться под влиянием окружающих, общества, религии и т.п.
Таким образом, мир в котором мы живем - отражение наших представлений о нем. Если мы убеждены что он ужасен - он ужасен, если мы убеждены что он разнообразен - он разнообразен, если мы убеждены что он прекрасен - он прекрасен. Речь тут идет не о какой-то концепции, а о реальных убеждениях, основанных на глубокой вере, формированной нашим личным опытом. Представьте, например, что человека обманули несколько раз, он приходит к выводу: «вокруг меня одни обманщики, нет ни одного честного человека, миром правит обман, все прогнило!». Своими мыслями и представлениями о действительности он продолжает творить ее: в его жизни вновь и вновь появляются один обманщик за другим. В наше время существует уже огромное количество книг и учителей, которые помогают людям понять, что просто путем повторения позитивных утверждений (аффирмаций) и настройкой ума на позитивный лад можно изменить свою жизнь. Это возможно, конечно, только в том случае если вы убеждены в этом, верите в этот метод. Если не верите, то вселенная откликнется на ваше утверждение: «это не работает!». И это действительно не работает. Вселенная - своего рода ксерокс, создающий копию нашего настроя. Есть забавный анекдот о маленьком мальчике, который пришел в зоопарк со своим отцом и впервые увидел там льва. Малыш был просто поражен…: «Папа, кто это?». «Это - лев - царь зверей, он - самый сильный и может съесть кого угодно», - ответил отец.
Он что может съесть даже человека, даже тебя, папа?
Да, даже меня, сынок.
Папа, если он оттуда выберется, на каком автобусе мне ехать домой?
Даже если бы льву удалось выбраться из клетки до обеда, а не сразу после него. Мальчика он бы точно не тронул, т.к. малыш был убежден, что лев может съесть кого угодно, только не его.
Дети кстати выгодно отличаются от взрослых чистотой своих помыслов, у них нет априорных представлений о мире. Они жаждут исследовать его, получить свой личный опыт и сформировать свои личные представления о жизни. Поэтому дети полны радости и энтузиазма, естественны и невероятно привлекательны для всех окружающих. Они еще не знают, какие чувства хорошо проявлять, а какие плохо. Они проявляют то, что реально испытывают, со всей искренностью. Я всегда удивлялся: «Почему детский гнев вызывает умиление, ведь гневаться - так нехорошо?». Представьте себе, дорогие читатели, маленькую девчонку, которая кричит на своего братика, забравшего у нее игрушку: «Отдай, отдай! Мама! Он забрал!». И стучит его изо всех сил своей пухлой ручкой». Присутствующие, обычно, едва сдерживают улыбки, наворачивающиеся на строгие лица (нужно ведь осудить, сказать, что гневаться - плохо!). Детишки поругались, может даже подрались, а через пару минут уже забыли о случившемся и дальше играют. Взрослые, наверняка, поступили бы иначе. Взрослые обычно подавляют свой гнев (гневаться же плохо…), внешне не подают виду, а в душе затаивают обиду, которую часто несут с собой через всю жизнь и она точит их изнутри, приводя к появлению различных болезней. Какой вариант поведения лучше для вас - решайте сами, дорогие читатели. С точки зрения же нашей системы автоцелительства, так называемые негативные чувства невозможно победить путем их подавления. Зависть, гнев, жадность, страх - необходимо пережить, понять, почувствовать и перерасти их. Объясню, как все происходит.
Начнем с того, что рассмотрим к чему приводит подавление тех или иных чувств. Во-первых, у каждого негативного чувства есть позитивная сторона - это способность проявлять их умеренно. Скажем, умеренная жадность - это ни что иное, как бережливость (к примеру), умеренная зависть - это ясное понимание того, что мне хотелось бы иметь. Умеренный гнев - способность защитить свои границы, постоять за себя, умеренный страх - осторожность и т.д. Но, допустим, нас переполняет одно из упомянутых выше чувств не в меру. Что делать? Ни в коем случае не подавлять! Подавляя, мы загоняем его внутрь, носим с собой и оно разрушает нас изнутри. Кроме того, оно не уменьшается от этого, а только увеличивается. И в какой-то момент достигает таких масштабов, что мы не в силах уже больше сдерживаться, и проявляем негативную эмоцию самым разрушительным из всех возможных способов. То, что мы подавляем в себе, на самом деле, полностью занимает наш ум, и мы становимся одержимыми этим. Есть одна восточная притча, которая в какой-то степени может послужить нам примером. Два молодых монаха, соблюдавшие полный целибат, повстречали, возвращаясь в свой монастырь, на берегу молодую девушку. Девушка попросила перенести ее на другой берег, т.к. не могла перебраться через реку сама. Один из монахов молча посадил ее себе на плечи и сделал то, что она просила. Второй был поражен: «Он коснулся женщины, он нес женщину на руках … какой ужас!». Всю оставшуюся дорогу он только об этом и думал. Когда через час они вернулись в монастырь, монах, возмущенный поведением своего товарища пошел к настоятелю: «Он коснулся женщины, он перенес женщину через реку на руках!». Настоятель, пожилой монах, спокойно посмотрел ему в глаза и ответил: «Он перенес женщину только через реку, ты же несешь ее в своем уме уже больше часа».
Начнем с того, что нормальное проявление человеческой сексуальности вообще никак не может помешать духовной жизни, а в некоторых случаях даже может помочь. Но многие религии и секты до сих пор настаивают на необходимости подавлять половое желание. У их последователей есть все шансы стать сексуальными маньяками (часто так и происходит). Точно так же, подавляя гнев, мы становимся олицетворением гнева. Подавляя зависть, мы становимся олицетворением зависти. Так от них не избавиться. Не нужно подавлять. Наоборот, нужно преувеличивать их, почувствовать, пережить сполна. И получишь сильное, яркое, запоминающееся впечатление: что значит гневаться, что значит завидовать. Только так мы можем осознать их, пережить и перерасти - вырасти, стать мудрее и в меньшей степени подверженными влиянию негативных эмоций. Кстати, проявлять их не обязательно на людях, проецируя негатив на других, мы, во-первых, несомненно, побеспокоим их, во-вторых, наш негатив вернется к нам бумерангом, по закону сохранения энергии - зачем это нужно? Один мудрый человек советует проявлять свою зависть или злобу, закрывшись в комнате, перед зеркалом, наблюдая перемены на своем лице. Представьте, что это эксперимент. Вы его участник и вы же тот, кто его ставит. Результаты эксперимента несомненно будут. В конце концов, эмоция просто пройдет. Уйдет, а на смену ей придет другая, возможно очень светлая, с ней-то вы, дорогие читатели и выходите к людям. Делитесь с людьми светлыми чувствами, получайте светлые чувства в ответ по закону сохранения энергии. И пусть наши жизни станут все более и более светлыми. Негативные эмоции будут возникать все реже и реже, масштаб их будет все меньше и меньше. В какой-то момент не нужно будет уже закрываться в комнате, достаточно будет сосчитать до десяти. Вам сказали что-то неприятное, вы разгневались, но не проявляете свой гнев, а просто считаете в уме до десяти, гнев уходит, и вы спокойно говорите человеку, который начал на вас: «Давай всесторонне обсудим причины твоего недовольства мной, может быть ты в чем-то и прав». Представьте себе его лицо. Без сомнений, вы, как минимум, останетесь приятелями.
Так или иначе, проявляя свои истинные чувства, мы живем своей истинной жизнью, совершая свои истинные ошибки, получаем истинный опыт, проходим истинный рост. И нам не в чем себя винить, нам нечего бояться. Жизнь всегда нам предоставит возможность исправиться, сделать новый выбор, та же самая ситуация вновь вернется к нам и «день сурка» продолжится (обязательно посмотрите этот фильм, если вы его еще не видели). Даже если вы бандит первой масти, каждый день грабите банк и кого-нибудь лишаете жизни, рано или поздно, (на дне не обязательно мертвые души, я верю в это) вас охватит неудержимое желание получить другой опыт и тогда, возможно, все ваши жертвы, родившись вновь, будут подброшены вам младенцами в картонных коробках, чтобы на этот раз получить от вас вашу любовь и заботу. Именно так я понимают прекрасный жизнеутверждающий финал удивительно милого кинофильма «Небо в алмазах». Забегая вперед, пытаясь сразу стать святыми, мы играем отвратительный спектакль, лишаем себя подлинной жизни и, на самом деле, останавливаем свой рост. А, кроме того, это очень скучно. Мне понравились слова одного духовного учителя: «Я не стремлюсь сделать из своих учеников махатм (святых), я просто хочу видеть больше живых людей». Мне тоже кажется, что все-таки стоит отбросить все наши представления о жизни, концепции, созданные другими, перестать слушать кого бы то ни было и поступать всегда так, как подсказывает нам наше сердце. В противном случае, Омар Хаям хорошо сказал:
Тот, кто в юности верует в собственный ум
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Претендующий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм!
P.S. Дорогие читатели, упражнение «эксперимент в закрытой комнате» для работы с негативными чувствами можно выполнять по мере необходимости, и по желанию: так часто, как только хотите. А потом проецируйте на людей самое лучше, на что вы способны. Но даже если это опять будет старая песня (зависть, злоба, страх, …) не стесняйтесь, не вините себя, не подавляйте. Продолжайте петь! Эксперимент продолжается. Даже бедный актер Алексея Максимовича Горького (из пьесы «На дне») и тот не мог испортить песни. Песню ничто не портит, когда