В сердце Сахары: путешествие по Ахаггару и знакомство с жизнью туарегов

Таманрассет, расположенный в самой южной части Алжира, пробуждается на рассвете. Огненный солнечный шар медленно поднимается над горным барьером, окаймляющим город, растворяя предрассветные сумерки. Ослепительный свет быстро заливает пейзаж, где на фоне бескрайней желтизны пустыни контрастирует редкая зелень запылённых акаций и тамарисков над крышами одноэтажных глинобитных домов.

Начало пути в горное царство

Улицы невысокого городка наполняются людьми. Вместе с сотрудниками местной администрации, Гувейни Махмудом и Сгаром Абдельхамидом, я отправляюсь на вездеходе в экспедицию по Сахаре. Таманрассет удалён на две тысячи километров от средиземноморского побережья и находится почти в центре суровой горной системы Ахаггар. Как только мы съезжаем с шоссе на бездорожье, начинается царство причудливых каменных форм.

Пейзаж становится фантастическим: силуэты потухших вулканов, каменные колонны, застывшие подобно лаве, «леса» из выветренных песчаных столбов. Ветер и дожди, трудившиеся тысячелетиями, создали удивительные скульптуры — например, многотонный каменный шар, идеально отшлифованный на вершине. Встречаются глубокие каньоны, пробитые древними реками, естественные амфитеатры и провалы, напоминающие лунный пейзаж, что подтверждал и американский астронавт Ф. Борман, посещавший эти места.

Мрачное безмолвие и отсутствие растительности нарушает Гувейни, показывая на гранитной скале загадочные знаки. «Это надпись на языке туарегов, — поясняет он. — Здесь была стоянка моего племени, и на этом месте я родился 36 лет назад».

Туареги: загадочные хозяева пустыни

Туареги — коренное население этих районов, высокие, статные люди со светлой кожей, говорящие на берберском диалекте. Они веками кочуют со стадами и караванами по просторам Центральной Сахары, выработав уникальный уклад жизни в борьбе с суровой природой. Их происхождение остаётся предметом споров: одни видят в них потомков древних египтян или даже кельтов, другие — наследников гарамантов, народа Древней Ливии, контролировавшего транссахарскую торговлю. Арабские источники упоминают «людей в покрывалах» — воинственных и независимых хозяев пустыни, которых французским колонизаторам удалось покорить лишь в начале XX века.

Гармония с суровой пустыней

С детства туареги приучают детей к выживанию в экстремальных условиях. Мальчиков учат ориентироваться по звёздам, находить воду, ставить палатки под сильным ветром и даже добывать пищу, ловя съедобных ящериц. Девочек обучают ремёслам, приготовлению пищи, тиснению по коже, а также своеобразной «пустынной ботанике» — поиску съедобных и лекарственных растений. Особое внимание уделяется сохранению культуры: девочек учат языку, поэзии, пению и игре на имзаде — однострунной мандолине. Интересно, что грамотность традиционно сохраняют женщины, использующие древнюю письменность тифинаг, в то время как мужчины часто пишут арабской графикой.

Пустыня для непосвящённого кажется бесплодной, но для туарега она полна ресурсов. Небольшое деревце торха даёт материал для добывания огня и изготовления пороха, а сок его листьев используется как лекарство для глаз. Трава «аухихет» с мятным вкусом добавляется в чай и целебные снадобья. Даже маленькая птичка «мушмула» служит важным ориентиром — её появление предвещает близость воды или жилья.

Во время нашей поездки мы встретили караванщика, одетого в традиционную длинную рубаху (дуккали) и знаменитое покрывало «тагельмуст» длиной до 10 метров, закрывающее всё лицо, кроме глаз. Это не просто одежда, а эффективная защита от солнца, пыли и песка при быстрой езде на верблюде. Происхождение покрывала окутано тайной: некоторые исследователи связывают его с магическими табу, этнографы же отмечают его относительно позднее появление. Примечательно, что женщины туарегов, в отличие от многих мусульманок, не закрывают лица, что отражает их особый статус в обществе.

Караванщик гнал верблюдов из Мали на ярмарку в Таманрассет, надеясь выручить за каждого животного 15-20 тысяч динаров. Этот разговор подчеркнул, что верблюд для туарега — не просто транспорт, а основа жизни, серьёзный капитал. «Корабль пустыни» способен нести до 200 кг груза, неделю обходиться без воды и пищи, давать молоко и шерсть. Взамен туарег окружает верблюда заботой, что отразилось в языке: существует десятки слов для описания окраски, возраста, характера и состояния животного. Особо ценится быстрый и выносливый верблюд светлой масти — мехари. Секрет выносливости верблюда кроется в уникальном строении дыхательной системы, позволяющем удерживать до 70% влаги из сухого пустынного воздуха.

Заметив на сандалиях и сумке караванщика символ креста, я вспомнил гипотезу о возможном раннем влиянии христианства на туарегов, предшествовавшем принятию ислама. Хотя туареги — мусульмане, в их культуре сохранились элементы анимизма и магии, а в поэзии природа часто одушевляется.

Древние послания на скалах

Продолжив путь, мы обнаружили грот, стены которого были покрыты наскальными рисунками, выполненными охрой. Слоны, жирафы, бегемоты, львы, носороги, сцены охоты — всё это было создано далёкими предками современных туарегов тысячи лет назад. Подобные галереи, найденные в Тассили-Аджере и других районах Сахары, свидетельствуют о том, что когда-то здесь был совсем другой, влажный и цветущий мир, где водились многочисленные животные и процветала жизнь. Интересно, что некоторые изображения быков с солнечными дисками на головах, ранее считавшиеся признаком египетского влияния, оказались более древними, что говорит о самостоятельном развитии солнечных культов в этом регионе.

В гостях у кочевников

Вскоре мы прибыли на стоянку туарегов-кочевников — несколько палаток из чёрной и красной шерстяной ткани. Нас радушно пригласили в жилище главы рода, где заваривание чая превратилось в целый ритуал. Женщины, не закрывающие лица, чувствовали себя свободно и предлагали купить изготовленные ими ремесленные изделия. Это отражает сложившееся у туарегов относительное равноправие полов.

Особый интерес представляет обычай «ахал» — молодёжные вечеринки, где девушки поют и играют на имзаде, а юноши стараются произвести впечатление. Такие собрания часто становятся местом зарождения романтических отношений, ведущих к свадьбе. Свадебная церемония длится восемь дней и включает как мусульманский обряд, так и древние ритуалы, например, изгнание духов. Женщина в туарегской семье сохраняет независимость, участвует в собраниях племени и даже может авторитетно вмешаться, чтобы остановить кровопролитную ссору.

Скит Фуко и вызов пустыне

Наш путь лежал к одной из местных достопримечательностей — скиту на горе Ассекрем (2700 м), основанному французским монахом Шарлем де Фуко в начале XX века. Отказавшись от светской жизни, он девять лет прожил в аскетичных условиях, пытаясь проповедовать христианство среди туарегов. Хотя обратить кочевников ему не удалось, он оставил после себя ценные записи, дневники и словарь туарегского языка. Сегодня скит привлекает туристов и немногочисленных последователей Фуко, а также стал одним из пунктов экстремального Сахарского марафона, который ежегодно собирает бегунов со всего мира, готовых бросить вызов палящему солнцу, ветру и сложному рельефу Ахаггара.

Будущее Сахары: между традициями и прогрессом

Власти Алжира стремятся развивать этот отдалённый регион, обладающий огромным потенциалом. Ахаггар объявлен национальным парком. Здесь ведутся геологоразведка и разработка полезных ископаемых, изучается возможность использования ветровой энергии. Учёные считают, что под песками Сахары скрываются колоссальные запасы подземных вод. Примером успешного освоения пустыни стал сельскохозяйственный посёлок Амсель недалеко от Таманрассета, где с помощью небольшой плотины собирают дождевую воду для орошения, выращивая пшеницу, абрикосы, помидоры и фасоль. Возрождаются и традиционные ярмарки-сходки туарегов «Ас-Сихар». Прогресс приносит новые возможности, постепенно меняя жизнь, но туареги, веками жившие в гармонии с пустыней, продолжают бережно хранить свою уникальную культуру и традиции.

Кандидат исторических наук Юрий ЗИНИН.

«Наука и Жизнь» №1 2012