
Эксперт по детской безопасности Елена Лизвинская делится ключевыми знаниями о возрастных угрозах для детей и объясняет, какие профилактические меры должны принимать родители на каждом этапе взросления.
Безопасность ребёнка — это фундаментальная ценность для любого родителя. К этому вопросу необходимо подходить системно и начинать как можно раньше, ведь многие опасности можно предупредить.

Елена Лизвинская, эксперт по детской безопасности
Родители часто фокусируются на громких угрозах, таких как похищение или насилие со стороны посторонних. Однако статистика показывает, что наиболее вероятные опасности напрямую связаны с возрастом ребёнка и его окружением. К сожалению, в нашей стране культура превентивной безопасности только зарождается. Многие действуют по принципу «пока гром не грянет», реагируя на проблемы постфактум. Пора менять этот подход.
С какого возраста начинать обучение безопасности?
Многие родители задаются вопросом: не рано ли в 2 или 3 года? Ответ прост: эффективное обучение начинается с момента рождения, но его форма меняется в зависимости от возраста ребёнка. Важно понимать, какие меры актуальны на каждом этапе развития. Основываясь на 7-летнем опыте работы в сфере безопасности, я выделила ключевые ориентиры для родителей.

Первый год жизни: полная зависимость от взрослых
Безопасность младенца — это стопроцентная ответственность родителей. Ребёнок в этом возрасте крайне уязвим, так как не может позвать на помощь или самостоятельно избежать угрозы.
Основные риски для младенцев:
- Удушение (во сне, из-за неправильного положения или посторонних предметов в кроватке).
- Падения с пеленальных столов, кроватей или из рук взрослых.
- Подавился или захлебнулся (во время кормления или из-за мелких предметов).
От 1 до 3 лет: исследователь и непоседа
В этом возрасте ребёнок активно познаёт мир, а риски в домашней среде резко возрастают. Ошибочно полагать, что главные опасности подстерегают на улице. Согласно данным, 85% несчастных случаев с детьми происходят дома в присутствии родителей.
Ключевые угрозы для малышей:
- Отравления бытовой химией, лекарствами.
- Ожоги от горячих поверхностей, жидкостей.
- Удушение мелкими предметами или пищей.
- Падения и травмы при освоении пространства.
- Первые попытки убежать от родителей на улице.
- Первые контакты с незнакомыми людьми.

От 3 до 7 лет: расширение социального круга
К прежним рискам добавляются новые, связанные с социализацией. Ребёнок начинает общаться со сверстниками в саду, может оставаться один дома или гулять во дворе. Родители часто переоценивают его самостоятельность, не подготовив его к новым вызовам.
Новые сферы для обучения безопасности:
- Правила «один дома»: не открывать дверь, пользоваться электроприборами.
- Интимная безопасность: понятие о личных границах тела.
- Безопасность в соцсетях (если есть доступ к гаджетам).
- Поведение на улице и в торговых центрах (что делать, если потерялся).
- Общение с незнакомцами и отстаивание личных границ со сверстниками.

От 8 до 12 лет: самоутверждение и новые вызовы
Это возраст роста самостоятельности, уверенности в своей неуязвимости и активного общения со сверстниками. Контроль со стороны родителей ослабевает, а риски становятся более комплексными.
Основные угрозы для школьников:
- Буллинг и травля в школе или онлайн.
- Киберопасности: мошенничество, кибербуллинг, нежелательный контент.
- Домогательства и давление со стороны сверстников или взрослых.
- Первые эксперименты с курением или психоактивными веществами.
Чем старше становится ребёнок, тем больше ответственности за свою безопасность он должен брать на себя. Задача родителей — не тотальный контроль, а постепенное обучение навыкам распознавания угроз и правильного реагирования на них.
фото: depositphotos