31 марта празднует 83-летие народный артист РСФСР Александр Збруев. Хотя за его плечами около 80 киноролей, для многих он навсегда остался учителем Ганжей из «Большой перемены». Однако есть в его фильмографии и другая, не менее значимая, но сегодня менее известная работа — мелодрама «Одинокая женщина желает познакомиться». С момента её выхода прошло уже 35 лет. Сегодня, в эпоху интернет-знакомств, сюжет о женщине, ищущей спутника жизни через объявления, кажется обыденным. Но в середине 1980-х годов история, рассказанная Александром Збруевым и Ириной Купченко, шокировала многих и была воспринята как нечто аморальное и вызывающее.
Истоки сюжета: от школьного листка до киносценария
Идея фильма родилась из случайного уличного наблюдения. Сценарист Виктор Мережко, гуляя с ребёнком, увидел на столбе вырванный из тетради листок с отчаянной надписью: «Одинокая женщина желает познакомиться с одиноким мужчиной» и номером телефона. Для начала 1980-х, когда даже газетные брачные объявления были редкостью, такой смелый шаг казался невероятным. Даже жена Мережко не поверила его рассказу. Вернувшись на место, он уже не нашёл листок — видимо, автор сама его сорвала. Этот эпизод и лег в основу финала будущего фильма.
Мережко был мастером превращать бытовые зарисовки в полноценные сюжеты. Он начал размышлять: кто эта женщина? Почему она решилась на такой шаг и что её заставило всё уничтожить? Какие мужчины могут откликнуться? В воображении быстро сложились образы: немолодая, неуверенная в себе портниха и спившийся, потерявший себя бывший артист цирка. Всего за месяц был готов сценарий, получивший название по той самой фразе из объявления.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Его киносценарии часто рождались из мимолетных наблюдений над повседневной жизнью, и один эпизод мог впоследствии перерасти в сюжет для фильма. Так произошло и в этот раз.
Сценарист попытался представить, какая женщина могла бы расклеить такие объявления, а потом сорвать их, и какие мужчины могли бы на них откликнуться. У него в голове тут же закрутился сюжет, воображение нарисовало образы немолодой, сомневающейся в своей привлекательности женщины, и спившегося циркового артиста. Всего за месяц Мережко написал сценарий и назвал его по фразе из того объявления.
Ирина Купченко: «Закрывая тему» одиночества
Режиссёр Вячеслав Криштофович пригласил на главную роль Ирину Купченко. На тот момент 38-летней актрисе предстояло сыграть 43-летнюю портниху Клавдию. Для Купченко это было логичным продолжением галереи сложных женских судеб, которые она часто воплощала на экране. Актриса согласилась, надеясь, что эта роль станет финальной точкой в теме одиночества: «Я часто играла в кино одиноких женщин. Видимо, потому режиссёр и пригласил меня на роль Клавдии. Этой ролью я, как тогда писали, «закрыла тему».
Купченко удалось избежать клише «жалкой старой девы». Её героиня получилась трогательной, женственной и глубоко обаятельной. Это была женщина, которая, преодолевая страх и общественное осуждение, отваживается на поиск счастья. Образ портнихи Клавы оказался близок актрисе, так как отражал её собственные взгляды на женское предназначение.
Купченко так объясняла суть своей героини: «Картина дорога мне еще и тем, что она даёт понять: смысл жизни заключается не в той пресловутой независимости, о которой мечтает большинство женщин, не в материальном благополучии, а в биологическом, божественном предназначении женщины. Она должна любить и быть любима, должна рожать и воспитывать детей, должна быть просто счастливым человеком.
Обратите внимание: Женщина от века убрана короной!.
Потому героиня в дождь, в темень бежит по улицам и расклеивает объявления: «Одинокая женщина желает познакомиться …», а потом ищет того единственного, кого ниспослала ей судьба. И пусть он – опустившийся и сломленный человек, у нее появляется возможность заботиться о нем, кормить его, обстирывать, спасать от самого себя и быть рядом с ним женщиной». Талантливая работа была высоко оценена: в 1987 году на Международном кинофестивале в Монреале Ирина Купченко получила приз за лучшую женскую роль.Александр Збруев: неожиданное перевоплощение
Если кандидатура Купченко казалась очевидной, то выбор на роль спившегося циркача Валентина красавца и секс-символа Александра Збруева стал для многих шоком. Актер, привыкший к ролям успешных и обаятельных героев, с радостью принял вызов, желая сломать сложившийся имидж.
Збруев блестяще справился с трудной задачей, создав пронзительный и правдивый образ человека на дне. Актер вспоминал: «После Ганжи в «Большой перемене» мне часто предлагали схожие роли. Тогда это называлось «герой фильма». И мне хотелось от этого уйти. Поэтому когда Криштофович предложил мне сыграть опустившегося человека, я тут же ухватился за этот материал... Валентин не простой человек – он бывший артист, который спился. По сути, хороший человек. Зрительницы очень жалели его. В финале Клавдия прогоняет моего героя, и наши сердобольные женщины потом писали Ирочке Купченко душераздирающие письма: «Найди его, Клава».
Скандал и общественный резонанс
Тема поздней любви и одиночества не была новой для советского кино («Одиноким предоставляется общежитие», «Самая обаятельная и привлекательная»). Однако откровенность, с которой героиня Купченко искала партнера, её публичное признание в собственном одиночестве многим зрителям показались шокирующими и безнравственными. Общество середины 80-х было не готово к такому прямому высказыванию.
Реакция была неоднозначной: фильм вызвал жаркие споры. Кого-то возмущал сам метод поиска пары, кого-то — непривычно жалкий образ Збруева, а кто-то сомневался в достоверности образа сложной портнихи в исполнении аристократичной Купченко.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Несомненно было одно: создатели фильма подняли действительно острые и не теряющие актуальности проблемы, вызывающие в обществе широкий резонанс.
Виктора Мережко позже называли тонким знатоком женской психологии. Сам сценарист с иронией относился к этому: «Мне сказали: «Вы хорошо пишете женский характер – это ваш конек». И тогда я придумал себе, что понимаю женщин. Но на самом деле женщин понять невозможно. Мужчина – это голова, женщина – сердце, самый непостижимый орган. Женщина – всегда глубже, богаче. Поставь женский персонаж в любую тупиковую ситуацию – она всегда найдет нестандартный выход. Всегда». Возможно, именно эта вера в женскую силу и мудрость определила открытый финал фильма, оставляющий зрителям пространство для надежды.
Фильм «Одинокая женщина желает познакомиться» стал важной вехой в карьере обоих актеров. Он не только бросил вызов стереотипам, но и с необычайной теплотой и правдой рассказал о вечном человеческом стремлении к любви и пониманию, независимо от возраста и обстоятельств.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310321/49445/
Больше интересных статей здесь: Отношения.
Источник статьи: «Аморальная» история Купченко и Збруева: За кадром «Одинокая женщина желает познакомиться».