Функции психической деятельности человека, сформировавшиеся в ходе многовековой эволюции, отличаются невероятной сложностью. Ключевую роль в их развитии сыграл переход предков современного человека к коллективному труду, произошедший миллионы лет назад.
Труд, речь и эволюция мозга
Первые зачатки трудовой деятельности породили новые потребности, что, в свою очередь, стимулировало ее усложнение. Этот процесс создал необходимость в совершенствовании центральной нервной системы. Как отмечал Фридрих Энгельс в «Диалектике природы», именно труд, а затем и членораздельная речь стали главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны трансформировался в человеческий — гораздо более крупный и совершенный. Эту мысль разделял и И.П. Павлов, подчеркивая, что коллективный труд и связанное с ним слово сделали нас людьми. Таким образом, именно общественно-трудовая деятельность сформировала человека в его современном понимании.
Познание и материалистическая теория
В процессе труда развивалась и центральная нервная система с ее психическими функциями, включая умственные и познавательные способности. В противовес философии агностицизма (например, И. Канта), ставящей под сомнение возможность познания мира, назначение этих способностей заключается в установлении глубокой и точной связи с окружающей действительностью и ее объективной оценке. Согласно марксистско-ленинской теории отражения, в процессе познания непознанные «вещи в себе» становятся «вещами для нас».
Роль отечественной науки
В.И. Ленин, изучая труды физиолога И.М. Сеченова, особо выделял исследования материальной основы психических явлений. Работа Сеченова «Рефлексы головного мозга» сыграла исключительную роль в становлении материалистического понимания психики как в норме, так и в патологии, оказав революционное влияние на русскую науку. Сеченов утверждал, что «первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении».
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин четко обозначил первичность материи: ощущение зависит от мозга, нервов и других материальных структур, но существование материи от ощущения не зависит. Материя первична, а ощущение, мысль и сознание являются высшим продуктом особым образом организованной материи.
Эту точку зрения разделяли и другие выдающиеся русские мыслители. В.Г. Белинский писал, что деятельность ума — результат работы мозговых органов. М.В. Ломоносов подчеркивал, что ощущения, чувства и мысли — продукт воздействия физического мира на органы чувств и мозг. Н.А. Добролюбов также указывал, что чувствительность возникает вследствие впечатлений от предметов внешнего мира.
Междисциплинарная основа и исторический контекст
Успехи отечественной психиатрии, основанной на материалистическом понимании психики, во многом обязаны таким наукам, как сравнительная анатомия, эмбриология, гистология, физиология и философия. Их достижения отражают различные этапы формирования и развития центральной нервной системы человека.
Изучение физиологических основ мозговой деятельности имеет долгую историю. Еще кротонский врач Алкмеон (V в. до н.э.) указывал на мозг как на центральный орган рассудка. Демокрит (IV в. до н.э.) искал физические обоснования психических явлений. Французский философ Рене Декарт рассматривал мозг как центр, куда сходятся и откуда исходят нервные пути, определяющие жизнедеятельность организма.
Над этой проблемой упорно работала плеяда талантливых русских физиологов: Н.Е. Введенский, В.О. Ковалевский, А.А. Ухтомский, В.Я. Данилевский и многие другие. Однако наиболее трудный и значительный этап научных поисков, начатых И.М. Сеченовым, был завершен работами И.П. Павлова, его сотрудников и последователей, заложивших основы учения о высшей нервной деятельности.