Формирование советской праздничной культуры в 1920-1930-е годы: от уличных карнавалов до новогодней ёлки

В период Новой экономической политики (нэпа) городские праздники претерпели значительные изменения, обогатившись новыми формами массовых мероприятий. Уличные гуляния стали включать в себя не только концерты и спортивные выступления, но и своеобразный «политкарнавал», а также демонстрацию достижений промышленности. Начиная со второй половины 1920-х годов, праздничный день, как правило, делился на две ключевые части: утреннюю демонстрацию (часто предваряемую военным парадом) и вечернее народное гуляние, которое могло состояться в тот же день или на следующий. Яркой иллюстрацией служит описание праздника в Архангельске, где колонны трудящихся с красными знамёнами, художественными панно и портретами вождей шествовали от Дворца труда на Октябрьскую площадь, а после митингов в клубах для них устраивались спектакли.

Создание инфраструктуры для новой культуры

Параллельно с развитием уличных традиций в первые десятилетия советской власти велась активная работа по созданию сети учреждений культуры. В городах Архангельского края строились Дома культуры и клубы, а в сельской местности — избы-читальни. Эти центры стали главными проводниками новой праздничной и идеологической культуры в массы. Например, отчёт Дома культуры города Шенкурска за 1938 год свидетельствует о разнообразной деятельности: работа драматического и духового кружков, организация лекций на темы от истории СССР до профилактики болезней, а также проведение вечеров самодеятельности и танцев.

Идеологическое наполнение праздников

Содержание работы культурных учреждений жёстко регламентировалось сверху. Вышестоящие инстанции давали чёткие указания: проводить чтения газет с разъяснением речей Сталина, организовывать вечера вопросов и ответов, вывешивать рекомендованные лозунги и даже выносить просветительскую деятельность прямо в поля во время сельхозработ. Особое внимание уделялось календарю памятных дат, который в апреле 1938 года, к примеру, включал как революционные события (приезд Ленина в Петроград, Ленский расстрел), так и международные (день рождения Эрнста Тельмана) и даже культурные даты (375-летие Шекспира). Отмечать их предписывалось беседами, лекциями и художественными вечерами. Важной составляющей была борьба с религиозными пережитками, поэтому накануне Пасхи рекомендовалось усиливать антирелигиозную пропаганду.

Возрождение новогодней традиции

Интересной метаморфозой стало возвращение в середине 1930-х годов новогодней ёлки. Ранее, с середины 1920-х, она была изгнана из быта как буржуазный и религиозный (рождественский) пережиток. Однако теперь, лишённая рождественского контекста и дополненная новыми персонажами — Дедом Морозом и Снегурочкой, — ёлка была реабилитирована и превратилась в центральный символ светского советского Нового года. Толчком к этому послужила статья в газете «Правда» в 1935 году, где от имени партийного руководителя призывали устраивать «коллективные ёлки» для детей повсеместно: в школах, детских домах, дворцах пионеров и даже в каждом колхозе. Уже к январю 1936 года новогодние утренники с ёлкой стали массовым явлением, ознаменовав появление в советском календаре нового, но уходящего корнями в народную традицию, праздника.