Гримерная Николая Цискаридзе – это не просто рабочее помещение, а настоящее личное пространство, наполненное историей. Уютный диван, подушки, мягкие игрушки и сладковатый аромат создают теплую атмосферу, но главными хозяевами здесь, безусловно, являются фотографии. Они повсюду: большие и маленькие, цветные и черно-белые. Здесь загадочно улыбается Одри Хэпберн, застыли в сложных па артисты балета, а на странице календаря в фантастическом полете запечатлен сам хозяин – живая легенда Большого театра. Цискаридзе гостеприимно предлагает чай, открывает коробку с шоколадными конфетами и с улыбкой замечает: «Только не надо глупых вопросов! Артисты не могут не есть сладкое! Это же источник энергии!»
Жизнь коротка – кругозор надо расширять
Разговор заходит о разнообразных интересах артиста: музыка, опера, книги, кино, путешествия. Николай парирует просто: «Я же нормальный человек – Homo Sapiens. Жизнь коротка – кругозор надо расширять! Всем, что вы перечислили, должен интересоваться каждый человек». И фотография в этом списке занимает особое место. «У меня весь дом увешан фотографиями. На дорогие картины денег нет! – смеется он. – На самом деле, я оцениваю предметы исключительно с точки зрения их значимости для меня лично».
Он не любит антиквариат ради самого факта древности. Для него ценность имеет не возраст, а история, связанная с вещью. Чашечка стоимостью в пять копеек займет почетное место в серванте, только если ее подарил дорогой человек. Такой же принцип он применяет и к фотографии.
Коллекция, рожденная страстью к Голливуду
Страсть к фотографии и, в частности, к Голливуду, началась у Цискаридзе в 16 лет, когда он впервые выехал на гастроли за границу. Тогда он не мог позволить себе дорогие фотоальбомы и собирал открытки. Сегодня его коллекция включает работы мэтров вроде Ричарда Аведона и Сесила Битона. Стены его квартиры украшают портреты Одри Хэпберн, Вивьен Ли, Греты Гарбо. Его также привлекают «закулисные» фотоальбомы голливудских звезд, которые показывают, что за глянцевым фасадом скрываются обычные люди, просто умело отретушированные.
Художественная ценность в понимании критиков волнует его меньше, чем личный отклик. Однако друзья, глубоко погруженные в мир фотографии, такие как галеристка Марианна Сардарова, расширяют его горизонты. Именно от нее он получает уникальные новогодние подарки – настольные календари с работами знаменитых фотографов на пластике, в разные годы представлявшие снимки японки Кимико Йошиды или Сергея Борисова.
Балет в объективе: от мэтров до современников
Особое место в коллекции занимают фотографии, посвященные балету. Среди признанных мэтров – Александр Макаров, который лично подарил юному Цискаридзе три своих работы в 1995 году, и Леонид Жданов, бывший танцовщик, чьи альбомы изданы по всему миру. Из современных мастеров артист выделяет Игоря Захаркина, своего бывшего коллегу, чьи работы идеальны с балетной точки зрения, и Михаила Логвинова, обладающего «нечеловеческим чувством движения». По мнению Цискаридзе, лучшие фотографы балета – это часто те, кто сам когда-то занимался им, потому что понять и запечатлеть его специфику крайне сложно.
Свои первые уроки фотографии Цискаридзе получил от школьного друга Вовы Глынина, ныне одного из самых гламурных фотографов. Одна из тех ранних съемок, для которой Николай позировал с длинными волосами, много лет была эмблемой фирмы «Гришко».
Энергетика кадра и творческий взгляд
Для Цискаридзе видеозапись – сухой анализ техники, а вот фотография может стать сосудом для эмоций. Передать энергетику танца, по его словам, под силу только великим мастерам. В пример он приводит Аведона и его потрясающие портреты Плисецкой, раскрывающие всю суть артистки через игру света и тени.
Фотография может и зарядить энергией, как это делает снимок весенних цветов Фишли и Уайса в доме Марианны Сардаровой. Цискаридзе подчеркивает важность композиции и кадрирования. Его природное балетное чутье помогает ему видеть, как тело вписывается в пространство кадра. Он не раз брал в руки ручку и прямо на фотографиях рисовал, как их нужно обрезать, чтобы добиться идеальной композиции – и эти кадры потом выставлялись.
Книга «Мгновения»: авторский взгляд на наследие
Идея создания фотоальбома «Николай Цискаридзе. Мгновения» родилась из желания систематизировать огромный архив снимков, которые годами копились дома. Артист отмечает, что ему повезло быть «удобным» объектом для съемки, и у него почти нет «мертвых», чисто постановочных кадров. Исключение – работы японца Хиде Мисеты, который умеет создавать шедевры даже в таких условиях.
Оформление альбома Цискаридзе взял под личный контроль, поскольку нанятый дизайнер не понимал «балетной» специфики. Артист хотел, чтобы каждый разворот вызывал восхищение – «Ах!» – не только из-за запечатленного прыжка, но и благодаря мастерству подачи. Ведь то, что он делает в воздухе, – это «Ах!», но преподнести это нужно с таким же искусством.
Еще по теме здесь: Отношения.
Источник: Старинные фото .