Более чем три тысячелетия тому назад индийские танцовщицы очаровывали своих зрителей, рассказывая им сказки нежности и стремительности, блаженства и несчастья посредством игры своих рук и покачиванием своих тел.
Классический танец в Индии считается одной из разновидностей йоги, являя собой синтез физического и духовного. Хотя в индийском танце ярко проявляется физическая сила и красота движений, все же воспевание чувств и одухотворенность не менее важны.
Предания рассказывают, что танец явился в мир благодаря богу Шиве, которого называли Разрушителем. Сам Шива был великолепным танцором и зтому искусству обучил свою жену Парвати. Он танцевал тандаву — наиболее энергичный танец, а Парвати — ласыо, более женственный и утонченный.
Согласно легенде, Брахма, творец всего, был очень недоволен раздорами, царящими на Земле, Поскольку четыре Веды хранились брахманами в строгой тайне, он решил создать пятую, которая была бы доступна всем людям. Искусству театрального действия, которому была посвящена Натья-веда, Брахма сначала научил мудреца Бхарату. Бхарата показал свое триединое искусство — драму, музыку и танец — Шиве. Вспомнив о собственном энергичном танце, Шива приказал главному помощнику из своей свиты обучить Бхарату искусству тандавы. Бхарата соединил это искусство с уже имевшимися у него познаниями и написал «Натья-шастру», исчерпывающий труд по танцевальному искусству театра. Бхарата и другие мудрецы распространили это искусство среди народов всей Земли.
Таким образом, в преданиях утверждается божественная связь между Брахмой, Шивой и земными людьми и освещается исполнительское искусство танца, музыки и драмы печатью божественности и бессмертия. И в наше время классический индийский танец тесно связан с мифологией. Это находит свое отражение не только в выборе темы, но и в манере исполнения и в частых ассоциациях с религиозными ритуалами.
Индийский танцовщик должен уметь «петь губами, передавать смысл песни жестами рук, выражать бхаву глазами и отбивать такт ногами». Неувядаемое правило гласит также: «Куда движется рука, туда должен следовать и глаз. Куда движется глаз, туда должен следовать и разум. Куда движется разум, там создается бхава, возникает раса». Эту мысль можно развить следующим образом: «Пусть рука вытянется как можно дальше. Куда не достает рука, пусть полетит взгляд. Куда не может полететь взгляд, пусть устремится разум...» Такой танец дарит исполнителю высокое эмоциональное состояние и настоящее эстетическое удовольствие.
Поскольку индийский танец становится все более популярным в нашей стране, мы хотим ознакомить читателя с классическими стилями этого танца.