Фраза "Вот в наше время..." стала универсальным вступлением для критики старшим поколением младшего. Это противостояние поколений — явление глобальное, подпитываемое жизненным опытом и социальными стереотипами. Каждому из нас доводилось сталкиваться с такими "уроками мудрости", даже когда они казались совершенно неуместными и не имели под собой оснований.
Особенно популярным стало мнение, что современная молодежь представляет собой худшее из поколений. Действия подростков часто вызывают резко негативную оценку, а в обществе все громче звучат разговоры о деградации. Но насколько эти утверждения соответствуют действительности? Научные исследования предлагают неоднозначный ответ.
Эффект Флинна: эпоха роста интеллекта
Работы новозеландского ученого Джеймса Флинна, проводившиеся на протяжении многих лет в разных странах (США, Нидерландах, Норвегии и других), показали устойчивую тенденцию: уровень интеллекта (IQ) у населения неуклонно рос на протяжении большей части XX века. Исследования строились на сравнении результатов стандартизированных тестов, которые проходили разные возрастные группы с интервалом в десять лет. Ученый обнаружил, что новые поколения успешнее справлялись со старыми версиями тестов, в то время как обновленные тесты показывали результаты, сопоставимые с прошлыми. Это свидетельствовало о реальном росте когнитивных способностей.
Например, Флинн выявил, что с 1934 по 1978 годы средний IQ жителей США вырос на 15 пунктов — примерно на 3 пункта за десятилетие. Аналогичная динамика наблюдалась и в других странах, хотя темпы роста разнились. Так, IQ голландских призывников увеличился на 20 пунктов в период с 1952 по 1982 год.
Переломный момент: начало спада
Однако картина начала меняться после 2000-х годов. Данные новых исследований показали, что примерно с середины 1990-х рост показателей IQ не просто остановился, но сменился устойчивым спадом. Это явление получило название "обратного эффекта Флинна".
Наглядным примером служат работы Тисдейла и Оуэна (2005, 2008 гг.), изучавших датских призывников. Их результаты демонстрируют четкую тенденцию замедления и последующего разворота: рост IQ составлял 3 пункта за десятилетие (1959–1979), затем замедлился до 2 пунктов (1979–1989) и 1,5 пункта (1989–1998), а в период с 1998 по 2004 годы был зафиксирован спад на те же 1,5 пункта.
Обратите внимание: Вся ли молодёжь должна жить в больших городах?.
Причины этого феномена остаются предметом научных дискуссий. Объяснять столь резкий спад эволюционно-генетическими факторами на таком коротком историческом отрезке некорректно.
Научные гипотезы и объяснения
Попыткам осмыслить этот тренд посвящена книга Е.А. Даттона и М.А. Вудли "В конце концов: почему мы становимся менее умными и что это значит для будущего". В главах 7–9 авторы рассматривают вопрос снижения наследуемого общего интеллекта (g) в XIX и XX веках. В последующих разделах (главы 10–11) они анализируют связь между уровнем общего интеллекта и взлетом и падением цивилизаций, а в главах 12–13 размышляют о судьбе современной западной цивилизации в свете этих данных.
Одну из наиболее известных теорий, объясняющих спад, предложил британский исследователь Майкл А. Вудли. Он связал снижение общего интеллекта (по его оценкам, на 1,16 пункта с 2013 года по всему миру) с так называемым дисгенным отбором. Согласно этой гипотезе, улучшение медицины и условий жизни снизило давление естественного отбора, что позволяет передавать по наследству гены, которые в более суровых условиях были бы отсеяны. В качестве дополнительных факторов Вудли указывает на ухудшение краткосрочной и рабочей памяти, зрительно-пространственных способностей и общего эмоционального интеллекта у современных поколений.
#подростки #психология #исследования #научные исследования #поколение #общество и люди #общество #молодежь #психология общество
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Молодежь тупее старших? Результаты исследований ученых.