Западное мировоззрение и самосознание во многом сформировались под влиянием духовных традиций иудаизма. В основе иудейского учения лежит концепция богоизбранности, согласно которой древний народ Израиля был отделён Богом от других народов. Эта идея особой, предначертанной разлученности стала краеугольным камнем: Закон предписывал ревностно хранить исключительные отношения с Богом, стяжая Его милость исключительно для себя.
Истоки в Ветхом Завете
Ветхозаветные пророки, такие как Исайя, укоряли народ за грехи, которые, по их словам, создали пропасть между людьми и Богом. В «Книге Левит» эта мысль получает прямое подтверждение: Бог провозглашает, что Он отделил израильтян от всех прочих народов, даровав им землю обетованную. Таким образом, идея фундаментального разделения была заложена ещё в древних текстах.
Христианство: от целостности к догме
Иисус Христос в своей проповеди предлагал иной путь. Он говорил о том, что каждый человек изначально подобен Ему и имеет прямой доступ к Богу-Отцу через Святой Дух, понимаемый как всеобъемлющее поле энергии и сознания. Однако, по мнению автора, историческое христианство со временем утратило этот живой дух, превратившись в холодную догматическую систему. Переняв, подобно фарисеям, рациональный аристотелевский подход, христианские богословы стали утверждать, что человек от рождения является существом раздробленным, а не целостным.
Ключевой для этого учения стала цитата апостола Павла из «Послания к Галатам» о противоборстве духа и плоти. На протяжении веков церковь использовала эту идею для обоснования постулата о том, что человек изначально пребывает в состоянии отчуждения от мира и Бога, живёт в мире разделения на «я» и «других».
Доктрина греха и спасения
Согласно христианской доктрине, изначально человек в Эдеме пребывал в недвойственном, целостном состоянии, будучи единым с Богом. Грехопадение (примечательно, что в греческом языке слово «грех» также означает «разлученность») привело к распаду этой целостности, утрате изначального единства.
В этой системе Иисус становится центральной фигурой спасения — адвокатом, ходатаем за человечество перед Богом-Отцом. Он выступает мостом, воссоединяющим дух (Отца) и плоть (человечество). Через Иисуса, названного Христом (что можно понимать как воплощение «Я есть»), люди вновь обретают утраченный доступ к «Всему» — Богу. Как сказано в Евангелии, только Сын знает Отца и может открыть Его другим.
Иисус как идеал целостности
Для христиан Иисус является прообразом неразделённого человека, пребывающего в полном единстве с мировым полем, с «Всем». Он стал Христом («Помазанником»), преодолев иллюзию разделённости (майю). Достигнув состояния целостности, Он испытал помазание божественной энергией (праной), которая свободно изливается на всех, кто побеждает внутреннюю двойственность и реализует своё истинное «Я есть». Таким образом, христианская доктрина, унаследовавшая от иудаизма идею изначального разделения, предлагает путь его преодоления через фигуру Христа.