«Ключ к себе. Управляем гневом»: как помочь подростку справляться с негативными эмоциями

Обложка: кадр из х/ф «Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971 г.) / Warner Bros.

Какие бывают стадии гнева? Как он искажает реальность? И почему важно учить детей не бороться с гневом, а управлять им? Выбрали отрывок из рабочей тетради для подростков «Ключ к себе. Управляем гневом», где максимально простым языком даются ответы на эти вопросы и которую полезно полистать не только подросткам, но и их родителям.

Правда ли, что гнев разрушает? Должны ли мы учить детей бороться со злостью и другими негативными чувствами? «Нет», — уверенно отвечает психолог Рашелл Ломан в своей книге «Ключ к себе. Управляем гневом». Проявлять гнев — нормально. Ненормально, когда гнев начинает разрушительно влиять на жизнь, мешая принимать важные решения и рвать отношения с окружающими.

«Назначение этой рабочей тетради — помочь подростку справиться с негативными мыслями, не теряя контроля над собой и не испытывая чувства вины, — комментирует шеф-редактор издательства МИФ Светлана Мотылькова. — В нее входят упражнения на основе терапии ACT (терапии принятия и ответственности). Эта тетрадь — часть серии «Ключ к себе. Простые практики самопомощи» (также в серии «Справляемся со стрессом», «Даем отпор грусти и депрессии», «Берем эмоции под контроль» и др.). Тетради серии основаны на методах терапии с доказанной эффективностью, а их авторы — профессиональные психологи и консультанты. По сути, это альтернатива походу к психологу по доступной цене».

Выбрали отрывок из книги, посвященный стадиям гнева и принятию решений в состоянии злости.

Стадии гнева

Что надо знать?

Гнев накапливается постепенно. Поняв, как он развивается в твоем случае, ты сможешь научиться быстро замечать, что выходишь из себя, и обезвреживать эмоции, прежде чем они возьмут над тобой верх.

Следующая история иллюстрирует стадии гнева. Читая ее, подумай, через какие этапы ты проходишь, когда начинаешь сердиться.

Стадия 1. Какой-то раздражитель инициирует гнев

Алекс собирался на важный футбольный матч. Он посмотрел на часы и увидел, что уже пятнадцать минут шестого. Через четверть часа надо быть на стадионе, родители должны были его подвезти, а дома до сих пор никого нет. Куда они подевались? Он позвонил по телефону, но никто не ответил. С каждой минутой Алекс нервничал все больше и больше.

Какой у Алекса раздражитель? Правильно, «страх опоздать»!

Стадия 2. Чтобы оправдать свой гнев, ты подпитываешь себя иррациональной и искаженной информацией

Алекс с нетерпением ждал возвращения родителей и непрерывно думал: «Пока я доберусь до стадиона, игра уже закончится, и меня выгонят из команды!»

Гнев искажает реальность. Обрати внимание, что Алекс верит в собственные мысли, и это подталкивает его обвинять, преувеличивать и видеть ситуацию в черных красках.

Стадия 3. Ты реагируешь, исходя из вызванных гневом мыслей и чувств

Без двадцати шесть папа подъехал к гаражу и посигналил. Алекс вылетел из дома — сердце колотилось, он был просто вне себя. Он распахнул дверь, бросил назад форму, запрыгнул на сиденье пассажира, хлопнул дверью и крикнул: «Поехали живо! Если меня вышвырнут из команды, это ты будешь виноват!»

Алекс позволил стрессу подпитывать гнев.

Обратите внимание: Как полюбить свой возраст и не бояться его..

Он не стал учитывать возможные причины опоздания: например, у отца могли быть проблемы с машиной или он застрял в большой пробке из-за дорожного происшествия. Когда ты сердишься, эмоции легко могут тебя ослепить и помешать увидеть другие варианты.

Что надо сделать?

Зародившись, гнев Алекса прошел через несколько стадий и вылился в полноценную вспышку. Теперь напиши новое окончание этой истории. Подумай о следующих вопросах. Как Алекс мог бы поработать со своими раздражителями и справиться с иррациональными и искаженными мыслями? Как он будет играть на поле под влиянием злости? А если приедет на стадион спокойный и уравновешенный?

…и еще кое-что!

Вспомни момент, когда ты был в ярости. Опиши стадии развития своего гнева.

Стадия 1. Что-то вызывает гнев. Какие раздражители его инициировали?

Стадия 2. Мышление искажается. Что ты говорил себе, чтобы оправдать свой гнев? Может быть, ты сваливал вину на других или перепрыгивал к ошибочным выводам, не зная всех фактов?

Стадия 3. Ты реагируешь на искаженные мысли и чувства. Как искаженные мысли воплощались в твоем поведении?

Часто говорят, что человек «задним умом крепок». Эта поговорка значит, что если бы он мог отправиться в прошлое и знал то, что знает теперь, он поступил бы по-другому. Посмотри на свою ситуацию и расскажи, что бы ты сделал иначе, если бы знал об этапах развития гнева.

Взвешивай варианты

Что надо знать?

Одни жизненные решения принять легко, другие не очень, но, если они подпитываются гневом, последствия могут быть плохими в любом случае: сложно думать трезво, когда тебя обуревают эмоции. Если ты сердишься, важно тщательно взвешивать варианты, чтобы потом не жалеть о своих поступках.

В жизни тебе придется принимать много разных решений. Среди них будут и маленькие, например что надеть на свидание и какое кино посмотреть, и большие, и даже те, которые могут изменить твою судьбу, — например, сесть в машину с выпившим другом за рулем, выскользнуть на вечеринку без ведома родителей или ввязаться в драку в школе с человеком, который тебе не нравится.

Гнев может затуманить твою оценку и сильно затруднить принятие хороших решений. Чтобы выбирать лучшие варианты и избегать негативных последствий, надо научиться взвешивать все за и против.

Что надо сделать?

История Эвана

Несколько друзей сказали Эвану, что Коди хочет подраться с ним после уроков. Коди нарывался с самого начала школьного года. Эван уже два месяца старался не обра- щать на него внимания, но после последней выходки терпение лопнуло. С него было довольно. Он так разозлился, что ему хотелось только заткнуть Коди глотку. И все же, несмотря на гнев, он не был уверен, что драка — правильное решение.

Прежде чем сделать то, о чем он потом будет жалеть, Эван решил остановиться и обдумать возможные варианты, взвесив все за и против. Список получился такой:

  • Заткнуть Коди раз и навсегда будет очень приятно.
  • Меня выгонят из школы.
  • Коди перестанет трепать обо мне языком.
  • Учителя будут ко мне хуже относиться.
  • Полиция может меня обвинить в нападении с отягчающими обстоятельствами, и я попаду в суд.
  • Кто-то может серьезно пострадать.
  • Я очень разочарую родителей.
  • Другие увидят, что со мной лучше не связываться.

Можешь придумать еще какие-то аргументы за и против драки?

Помоги Эвану взвесить варианты и решить, стоит или не стоит драться с Коди. Для этого определи, являются ли пункты выше аргументами в пользу такого решения, и запиши их в соответствующем столбце таблицы.

Посмотри еще раз на все эти за и против и скажи, какое решение, по-твоему, должен принять Эван. Объясни, почему это самый хороший вариант.

…и еще кое-что!

Подумай, какое решение тебе в настоящее время нужно принять (необязательно связанное с гневом). Потренируйся оценивать все возможные варианты, расписывая их плюсы и минусы. Можешь скопировать форму ниже (до заполнения) или создать собственную на компьютере или смартфоне.

Продумывай все за и против имеющихся вариантов каждый раз, когда тебе нужно принять решение.

Читайте также

«Гнев – это кратковременное помешательство»: стоики знали, как обуздать его

Экзистенциальная терапия: что нам могут дать страх, гнев, печаль

____

#психология #самопознание и саморазвитие #книги по психологии #эмоции

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: «Ключ к себе. Управляем гневом»: как помочь подростку справляться с негативными эмоциями.

Добавить комментарий