Наука цвета для красоты: от Иттена до Манселла

В основе современного подхода к цвету в контексте красоты и стиля лежат две фундаментальные теории. Их авторами стали швейцарский художник и педагог Йоханнес Иттен (1888-1967) и американский художник Альберт Генри Манселл (1858-1918). Именно их идеи легли в основу популярной сегодня концепции цветотипов по временам года.

Йоханнес Иттен и рождение концепции времен года

Изначально концепция, которой консультанты по стилю пользовались более 20 лет, была разработана Йоханнесом Иттеном в 1920-е годы, когда он преподавал в знаменитой школе Баухаус. Иттен обратил внимание на интересную закономерность: его ученики всегда создавали наиболее гармоничные и выразительные работы, когда использовали цвета, которые интуитивно выбирали сами. В своей знаменитой книге «Искусство цвета» он подробно описал эту сильную взаимосвязь между внешностью человека, его характером и теми цветами, которые ему органично подходят.

Развитие и популяризация идеи

Дальнейшее развитие эта концепция получила в 1972 году в Академии моды в Лос-Анджелесе. Широкую мировую известность цветовая теория времен года обрела благодаря книге «Цвета красоты», написанной выпускницей Академии Кэйрол Джексон. Книга была переведена на множество языков и долгое время оставалась в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс». В 1986 году Дорис Пузер в своей работе «Всегда в моде» обогатила концепцию Джексон, дополнив ее элементами научной теории цвета Альберта Манселла, что сделало систему более точной и практичной.

Система Манселла: научный подход к гармонии

Главное преимущество системы Манселла заключается в ее универсальности. Ее можно с одинаковым успехом применять как для точного описания природного колорита человека (цвет кожи, волос, глаз), так и для подбора идеально гармонирующих с ним цветов в одежде, макияже и аксессуарах. Основная идея теории сводится к тому, что каждый цвет, включая те, что присущи нашей внешности, обладает одной основной и одной или двумя второстепенными характеристиками. Понимание и применение этой формулы позволяет любой женщине уверенно использовать всю палитру цветов, создавая безупречные и гармоничные образы.

Что такое система Манселла?

Система Манселла, предложенная в 1905 году, является наиболее признанным в мире научным методом измерения и классификации цвета. Она основана на особенностях восприятия человеческого глаза и описывает цвет с помощью трех независимых характеристик: цветового тона, яркости и насыщенности. Этот точный «язык цвета» нашел широкое применение в самых разных отраслях — от строительства и полиграфии до автомобильного дизайна. Интересно, что его также активно используют в парикмахерской индустрии для классификации красок и оттенков волос.

Три ключевые характеристики цвета

1. Цветовой тон (полутон)

Цветовой тон определяет теплоту или холодность цвета, то есть его полутон. Полутон может быть теплым (с желтой основой) или холодным (с синей основой). Важно понимать, что многие цвета, такие как красный, розовый или зеленый, могут иметь как теплые, так и холодные варианты. Например, красный цвет может быть холодным «сливово-красным» (с синим подтоном) или теплым «томатным» (с оранжевым подтоном). Точно так же зеленый бывает теплым оливковым (с желтой основой) или холодным изумрудным (с синей основой).

2. Яркость (глубина)

Яркость показывает, насколько цвет светлый или темный. Манселл использовал для этого шкалу от 0 до 10, где 0 соответствует абсолютно черному цвету, а 10 — абсолютно белому. Все промежуточные градации — это оттенки серого. В контексте красоты эта шкала напрямую соотносится с глубиной тона: для парикмахеров эти цифры обозначают уровень глубины цвета краски для волос, что помогает в точном подборе оттенка.

3. Насыщенность (чистота)

Насыщенность описывает чистоту и интенсивность цвета, его видимую яркость. Одни цвета кажутся сочными и яркими, как будто отражающими свет, а другие — более приглушенными, матовыми, поглощающими свет. На восприятие насыщенности также влияет фактура материала: например, гладкий сатин будет отражать свет и усиливать яркость цвета, а матовая шерсть — поглощать его, делая цвет более мягким. Шкала насыщенности в системе Манселла разделена на 15 ступеней (от 0 до 14), где 0 обозначает самый приглушенный, «запыленный» оттенок, а 14 — максимально чистый и интенсивный цвет.