
Тема буллинга сегодня активно обсуждается в обществе, особенно после принятия закона, регулирующего борьбу с травлей в учебных заведениях. Особое внимание стоит уделить вопросу о том, как сами взрослые, часто неосознанно, создают условия для возникновения этой проблемы.
Если честно посмотреть на ситуацию, придется признать: во многих случаях именно поведение родителей и педагогов становится скрытой причиной, запускающей механизм травли среди детей. В младшей школе неосторожные действия учителя могут заложить основу для будущего буллинга в подростковом возрасте, а модели общения, демонстрируемые значимыми взрослыми, формируют у детей представления о допустимом и недопустимом.
Роль взрослых в провокации буллинга
Мы, родители и педагоги, сами того не желая, можем создавать среду, в которой наши дети становятся либо агрессорами, либо жертвами, либо безмолвными свидетелями травли. Что в нашем поведении заставляет детей мириться с нападками или, наоборот, нападать на других? И какие действия нам стоит пересмотреть?
Хейтерство как повседневная привычка
Каждый раз, когда мы в присутствии детей кого-то критикуем, высмеиваем, акцентируем внимание на чужих недостатках или просто на особенностях, которые нам не нравятся... Когда мы сплетничаем, допускаем унизительные комментарии или сами их произносим, иронизируем, проявляем нетерпимость к инаковости — мы подаем детям конкретный пример. К сожалению, этот пример учит не уважению, а травле, агрессии и неприятию.
Иногда мы искренне уверены, что поступаем правильно. Однако осознание проблемы — первый шаг к изменениям, и учиться новым моделям поведения никогда не поздно.
«Толстый», «не такой, как все», «неудачник», «выскочка», «картавый», «смешная прическа» — как часто дети слышат от нас насмешки в адрес внешности, манер или особенностей других людей? Как часто они чувствуют наше пренебрежительное отношение к тем, кого мы считаем «не такими»?
Дети считывают наши установки из соцсетей, подслушивают разговоры с друзьями, замечают наши эмоциональные реакции и делают из этого свои выводы. И эти выводы могут быть далеки от тех, которых мы ожидаем.
Например, ребенок может решить: если ты отличаешься от других, то быть объектом насмешек — это нормально. Если кто-то «не такой», то его можно травить или, по крайней мере, не защищать, когда его травят. Если у человека есть какая-то особенность (он полный, худой, носит очки, не выговаривает звуки), то над ним естественно смеяться и его не принимать.
Еще более тревожный вывод: «Хорошо, что травят не меня, ведь у меня тоже есть свои недостатки. Лучше их скрывать и поддерживать агрессора, раз даже мама и папа считают, что быть другим — плохо».
Недавно я наткнулась на пост одного уважаемого человека, который с насмешкой писал, что спикер парламента не имеет права картавить. Критика была резкой и неуважительной, а желание унизить — очевидным. Казалось бы, образованный человек не должен оценивать других по одному, далеко не самому важному признаку. Но, увы, подобные примеры — не редкость.
Задумайтесь, какие мысли могут возникнуть у подростка, читающего такие высказывания? Какие установки это формирует?
А вы как считаете: если человек не выговаривает звук «р», он должен отказаться от публичных выступлений, даже если является экспертом в своей области?
К сожалению, таких ситуаций слишком много, чтобы считать их случайностью. Именно они создают ту самую токсичную среду, в которой так легко зарождаются буллинг и нетерпимость.

Учитель как невольный провокатор травли
Признаем честно: иногда педагоги, сами того не желая, становятся катализаторами буллинга в классе. Это может происходить неосознанно. Акцентирование внимания на особенностях ученика, его неуспехах (точнее, несоответствии ожиданиям), явные проблемы с поведением, которые нарушают дисциплину, или даже социальный статус семьи — все это может стать поводом для негативных оценок со стороны учителя. Такие ситуации, заложенные еще в начальной школе, могут стать фундаментом для будущей травли или усугубить уже существующие проблемы в средних классах.
Стоит отметить, что в подростковом возрасте статусы детей могут меняться, и роли в классе перераспределяются. Иногда потенциальная жертва выходит из-под удара, а мишенью становится кто-то другой (из-за изменений во внешности, поведении, появления очков или новых привычек)... И здесь роль учителя в оздоровлении атмосферы становится критически важной.
Иногда достаточно просто отказаться от насмешек и обесценивающих комментариев, начать проявлять уважение к каждому ученику, чтобы погасить первые искры будущего конфликта.
Позиция педагога в противодействии буллингу
От травли страдает не только жертва, но и весь коллектив. Агрессор, его сторонники, молчаливые наблюдатели — все они нуждаются в помощи и поддержке после того, как факт буллинга установлен. По закону о буллинге, мы все обязаны сообщать о таких случаях администрации школы, которая, в свою очередь, должна действовать согласно установленным правилам.
Но в первую очередь в профессиональной помощи, советах и психологической поддержке нуждается сам учитель. Чтобы понять, почему в классе возникла такая ситуация, педагогу предстоит большая внутренняя работа. Возможно, потребуется изменить подходы к воспитанию, стиль общения, саму манеру поведения. Учитель должен обладать необходимыми знаниями и ресурсами для решения проблемы, а также осознавать свою личную ответственность за сложившуюся ситуацию.
Крайне важно понимать: главная ответственность за решение проблемы буллинга лежит на взрослых. Родителям и педагогам необходимо действовать сообща, не перекладывая вину друг на друга, а объединяя усилия. Для профилактики травли в школе мы должны не только сами воздерживаться от любых форм буллинга, но и активно учиться противостоять ему во всех его проявлениях, показывая детям правильный пример.
От нашего поведения, слов и реакций зависит очень многое. Растем и меняемся мы — будут расти и меняться наши дети. Это осознание — первый шаг к созданию безопасной и уважительной среды для всех.
Фото:depositphotos.com