Нейронаука красоты: как мозг обрабатывает эстетическое восприятие

Красота остаётся одной из самых загадочных и влекущих категорий человеческого опыта. Мы интуитивно распознаём её в произведениях искусства, природных ландшафтах, архитектуре и даже в повседневных предметах, но дать ей точное определение оказывается чрезвычайно сложно. Ещё в 1896 году философ Джордж Сантаяна в работе «Чувство красоты» отмечал, что в человеке заложена фундаментальная и универсальная склонность замечать прекрасное и стремиться к нему.

Иллюстрация, связанная с восприятием красоты мозгом


В то время как философы веками размышляли о природе прекрасного, современная наука предлагает новые инструменты для его изучения. Хотя нейробиология пока не может дать исчерпывающего ответа на вопрос «Что такое красота?», она способна показать, как и где в мозге происходит её обработка. Исследователи из Университета Цинхуа в Пекине предприняли попытку найти нейронные корреляты эстетического восприятия, и их выводы указывают на сложность и многогранность этого феномена.

История поиска объективных основ красоты

Психология давно пытается выявить универсальные принципы, лежащие в основе эстетических предпочтений. Изучались такие параметры, как симметрия, пропорции, гармония и баланс. Ещё в 1876 году основоположник экспериментальной психологии Густав Фехнер эмпирически показал, что люди склонны считать наиболее приятными глазу прямоугольники, стороны которых соотносятся в пропорции золотого сечения (примерно 1,6:1). Фехнер стремился найти математическую связь между внешними стимулами и внутренними ощущениями, но признавал, что окончательный источник красоты кроется в сознании воспринимающего.

Современный подход: метаанализ данных нейровизуализации

Чтобы избежать противоречий, характерных для многих небольших исследований, китайские учёные решили провести масштабный метаанализ. Они собрали и обобщили данные 49 научных работ по нейровизуализации, в которых в общей сложности участвовали 982 человека. В этих экспериментах люди оценивали красоту двух категорий объектов: произведений изобразительного искусства и человеческих лиц. Такой подход позволил проверить ключевую гипотезу: существует ли в мозге единый «центр красоты», который активируется при восприятии любого прекрасного объекта, или же разные типы красоты обрабатываются разными нейронными сетями.

Обратите внимание: Симулируем естественную красоту.

Результаты: красота не имеет единого адреса в мозге

Используя сложный статистический метод — оценку вероятности активации (ALE), — исследователи проанализировали, какие зоны мозга стабильно «загорались» при созерцании красивых объектов. Результаты оказались показательными: хотя и лица, и произведения искусства активировали определённые области мозга, эти зоны практически не пересекались. Это означает, что нейронные пути, отвечающие за восприятие красоты картины и красоты человеческого лица, различны. Таким образом, идея единого универсального «центра красоты» не нашла подтверждения. Красота, с точки зрения мозга, — это не монолитное понятие, а совокупность разных процессов, зависящих от контекста и объекта восприятия.

Что это значит для нашего понимания прекрасного?

Конечно, этот метаанализ не ставит точку в многовековых спорах о природе красоты. Возможно, более тонкие методы будущего смогут выявить общие нейронные механизмы. Однако уже сейчас эти данные заставляют задуматься: почему нам так важно знать, локализована ли красота в одной точке мозга? Изменит ли это наше субъективное переживание? Поиск нейробиологических основ эстетики — это долгий путь, на котором должны встретиться точные науки и гуманитарное знание. Пока же красота продолжает манить нас в свою сложную, запутанную и не до конца изученную область, где наука и искусство ведут непрерывный диалог.

Больше интересных статей здесь: Красота и здоровье.

Источник статьи: Как наш мозг реагирует на красоту.