В третьем классе, принеся дневник с идеальными пятёрками, я услышала от отца неожиданные слова. Взглянув на мои успехи, он сказал: «Дочь, я понял, что ты способна учиться на «отлично». Теперь можешь остановиться. Мне нужен здоровый ребёнок, а не ещё одна золотая медалистка в семье — твоей маме этого уже достаточно».
Я быстро уловила суть и до одиннадцатого класса больше не гналась за высшими баллами. Лишь на пороге поступления в вуз пришлось «поднажать», чтобы обеспечить себе бюджетное место — в то время решающую роль играл средний балл аттестата. Так в выпускном классе я снова стала круглой отличницей.
Пригодились ли школьные знания?
Безусловно, некоторые навыки оказались полезными. Я до сих пор легко считаю в уме — спасибо моей учительнице математики Валентине Александровне. Логическое мышление и способность анализировать тоже во многом заложены в школе. Однако большая часть того, что я действительно применяю в жизни, пришла извне: любовь к литературе, филологическое образование в БашГУ (где, к слову, я невольно получила красный диплом) и последующий опыт.
В двух следующих высших образованиях я уже не стремилась к «красному» диплому. Слова отца с годами обретали всё более глубокий смысл. Я стала понимать, какой ценой даются постоянные пятёрки и как это отражается на нервной системе. Став психологом, я увидела эту закономерность ещё чётче: значительная часть моих клиентов — бывшие отличники. Это заставляет задуматься, не правда ли?
Чего не хватает в школьной программе?
Я не стремлюсь обесценить традиционное образование — в нём много ценного. Но мир не стоит на месте, и десятилетиями учить одни и те же дисциплины, игнорируя реалии жизни, уже невозможно. Сегодня очевидно, что школа должна давать не только теоретические знания, но и практические навыки: основы финансовой грамотности, психологию отношений, умение выстраивать коммуникацию.
Фраза «как-нибудь сами разберутся» слишком часто оборачивается горьким опытом. Люди действительно разбираются — к 40 годам, набив шишки на кредитах и неудачных браках. Возникает вопрос: зачем платить такую высокую цену, если можно дать эти знания гораздо раньше?
Я верю, что со временем в школах появятся предметы, которые готовят к реальной жизни. Или возникнут альтернативные образовательные пространства, где в интерактивной форме будут говорить об ответственности, честности, самоуважении, отношениях с собой и окружающими, управлении финансами. Где объяснят ценность труда, важность семьи (которая тоже требует работы), основы здоровых привычек и прав человека. Где, наконец, сексуальное образование перестанет быть запретной темой.
Если это произойдёт, у психологов станет меньше работы. Но я только «за» — у меня уже есть запасной план на такой случай (туристический бизноз манит меня с 18 лет). А пока мы с коллегами помогаем взрослым людям восполнить то, что им недодали в школе или семье. И, к сожалению, работаем мы часто с уже очень зрелыми людьми.
О чём я мечтаю
Я мечтаю о том дне, когда в каждой школе наряду с учителями-предметниками будут работать психологи, финансисты и юристы, и это станет обычной практикой.
Считаю, что мне повезло: разрешение отца не быть отличницей освободило меня от лишнего давления. В школе я могла просто общаться с друзьями — и этот неформальный «предмет» оказался одним из самых полезных в моей жизни. Воспоминания о школьных годах у меня самые тёплые.
Жизнь позже показала, каких знаний мне не хватало. Именно поэтому я так хочу, чтобы они появились в расписании. И чтобы мой сын знал: вот эти уроки прогуливать точно не стоит.
А какие предметы вы бы добавили в школьную программу? Что посоветовали бы не пропускать своим детям? Как справляетесь с желанием дать им то, чего не было в вашем детстве?
С Днём знаний всех нас!
Пусть среди всего многообразия знаний самыми полными будут знания о нас самих и об окружающем мире!
#агниясержантова #agniyaserzhantova #психологияонлайн #психологиянасалфетке #психологияотношений #сднемзнаний #психологияличности
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Лёгкого учебного года!.