Почему ребенок не слушается? Практическое руководство для родителей

Почему ребенок игнорирует просьбы и замечания взрослых — родителей, бабушек, дедушек, старших родственников? Почему не помогают ни уговоры, ни отвлекающие маневры, ни другие проверенные методы? Ситуация, когда ничего не работает, знакома многим семьям и может вызывать чувство беспомощности, разочарования в себе и тревоги за будущее. Как в таких условиях сохранить самоуважение и не навредить хрупкой детской психике? Этот вопрос волнует огромное количество родителей.

Ребенок отворачивается, не слушая взрослого

Действительно, существует множество уловок, чтобы переключить внимание ребенка или увести его от источника раздражения. Эти приемы часто известны и современным родителям, и представителям старшего поколения. Однако бывают моменты, когда все известные способы оказываются неэффективными. В море психолого-педагогической информации легко потеряться, и неспециалисту трудно выбрать подходящие воспитательные методы, не совершив ошибок.

Давайте систематизируем знания и разложим все по полочкам! Следуя простым правилам, вы сможете сориентироваться и подобрать оптимальное решение именно для вашей уникальной ситуации.

Для удобства возьмите лист бумаги и ручку, чтобы последовательно проанализировать несколько ключевых пунктов:

План анализа ситуации

1. Возраст ребенка. Это фундаментальный фактор, ведь воспитательные подходы и сама развивающая среда для трехлетнего и пятилетнего ребенка кардинально различаются.

2. Ведущая деятельность и зона ближайшего развития (описаны ниже). Также помните о возрастных кризисах — поведение в эти периоды может существенно отклоняться от типичного.

3. Пол ребенка. Речь идет не о психологических различиях, а об особенностях базовых потребностей, которые важно учитывать.

4. Анализ причин. Проанализировав предыдущие пункты и соотнеся их со своим ребенком, можно перейти к поиску глубинных причин непослушания. О них можно догадаться самостоятельно, спросить мнение других близких или, что очень важно, аккуратно поинтересоваться у самого ребенка.

Пример шаблона для анализа

1. Возраст: например, 6 лет.
2. Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра. Зона ближайшего развития: учебная деятельность.
3. Пол ребенка: девочка.
4. Возможные причины: неумение брать на себя ответственность, страх разочаровать родителей. Гипотеза: повышенный контроль со стороны одного из родителей, отсутствие личного пространства для уединения, творчества или игр, ребенок постоянно на виду.

Обратите внимание: Ребенок заболел, а муж сбежал.

Дополнительный фактор: проецирование на ребенка несбывшихся родительских мечтаний и амбиций.
Вывод: мнение, интересы и потребности ребенка в семье не учитываются. Он не чувствует, что может кому-то довериться, его психика находится в постоянном напряжении от необходимости проживать «чужую» жизнь.
Рекомендации: обеспечить ребенку личное пространство и время для занятий по интересам. Наблюдать, в какой деятельности он раскрывается (рисование, пение, танцы и т.д.). Пообщаться с воспитателями или педагогами кружков, чтобы понять, проявляется ли непослушание всегда или только в общении с родителями. И только после этого применять воспитательные меры, строго соответствующие возрасту ребенка.

Расшифровка ключевых понятий

2 пункт — ведущая деятельность по возрастам

А. Младенчество (0-1 год): непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Б. Ранний возраст (1-3 года): предметно-орудийная деятельность.
В. Дошкольный возраст (3-6(7) лет): сюжетно-ролевая игра.
Г. Младший школьный возраст (7-10 лет): учебная деятельность.
Д. Подростковый возраст (11-15 лет): интимно-личностное общение со сверстниками.
Е. Юношеский возраст (15-24 года): учебно-профессиональная деятельность.
Ж. Взрослость (25-60 лет): трудовая деятельность.
З. Старчество (60+ лет): общение.

Зона ближайшего развития

Схема, иллюстрирующая понятие зоны ближайшего развития

Это понятие, введенное Львом Выготским, означает задачи, которые ребенок пока не может решить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. Именно в этой зоне происходит настоящее развитие.

3 пункт. Пол ребенка и его потребности

Пирамида универсальных потребностей человека

Важно помнить о незримой эмоциональной связи: для мальчика связь с матерью остается крайне значимой примерно до 12 лет, для девочки — до 6 лет. Поэтому мальчики в детстве часто более ранимы, и существует мнение, что девочки взрослеют раньше. На самом деле, взрослеют все в своем темпе, но потребность мальчика в близости с мамой является приоритетной вдвое дольше. Нет ничего плохого в том, что мальчик много времени проводит с матерью и делится с ней переживаниями. Не отталкивайте ребенка — это базовая природная потребность. Требовать от маленького мальчика быть «мужиком», не плакать и все терпеть — значит искажать его здоровое восприятие мира и своих эмоций.

4 пункт. Причины непослушания

При поиске причин постоянных капризов и непослушания в первую очередь стоит опираться на концепцию нереализованных потребностей ребенка. За «плохим» поведением часто скрывается неудовлетворенная потребность во внимании, безопасности, самостоятельности или признании.

Если статья была полезной, обязательно подписывайтесь, пишите в комментариях свои вопросы, делитесь своим мнением.

Мне важно Ваше мнение!

#психология #детская психология #мнение эксперта #полезные советы #воспитание детей #непослушный ребенок #непослушные дети #дома с детьми #родители и дети #поведение ребенка

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Почему ребенок не слушается?.