Почему ребенок игнорирует просьбы и замечания взрослых — родителей, бабушек, дедушек, старших родственников? Почему не помогают ни уговоры, ни отвлекающие маневры, ни другие проверенные методы? Ситуация, когда ничего не работает, знакома многим семьям и может вызывать чувство беспомощности, разочарования в себе и тревоги за будущее. Как в таких условиях сохранить самоуважение и не навредить хрупкой детской психике? Этот вопрос волнует огромное количество родителей.
Действительно, существует множество уловок, чтобы переключить внимание ребенка или увести его от источника раздражения. Эти приемы часто известны и современным родителям, и представителям старшего поколения. Однако бывают моменты, когда все известные способы оказываются неэффективными. В море психолого-педагогической информации легко потеряться, и неспециалисту трудно выбрать подходящие воспитательные методы, не совершив ошибок.
Давайте систематизируем знания и разложим все по полочкам! Следуя простым правилам, вы сможете сориентироваться и подобрать оптимальное решение именно для вашей уникальной ситуации.
Для удобства возьмите лист бумаги и ручку, чтобы последовательно проанализировать несколько ключевых пунктов:
План анализа ситуации
1. Возраст ребенка. Это фундаментальный фактор, ведь воспитательные подходы и сама развивающая среда для трехлетнего и пятилетнего ребенка кардинально различаются.
2. Ведущая деятельность и зона ближайшего развития (описаны ниже). Также помните о возрастных кризисах — поведение в эти периоды может существенно отклоняться от типичного.
3. Пол ребенка. Речь идет не о психологических различиях, а об особенностях базовых потребностей, которые важно учитывать.
4. Анализ причин. Проанализировав предыдущие пункты и соотнеся их со своим ребенком, можно перейти к поиску глубинных причин непослушания. О них можно догадаться самостоятельно, спросить мнение других близких или, что очень важно, аккуратно поинтересоваться у самого ребенка.
Пример шаблона для анализа
1. Возраст: например, 6 лет.
2. Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра. Зона ближайшего развития: учебная деятельность.
3. Пол ребенка: девочка.
4. Возможные причины: неумение брать на себя ответственность, страх разочаровать родителей. Гипотеза: повышенный контроль со стороны одного из родителей, отсутствие личного пространства для уединения, творчества или игр, ребенок постоянно на виду.
Обратите внимание: Ребенок заболел, а муж сбежал.
Дополнительный фактор: проецирование на ребенка несбывшихся родительских мечтаний и амбиций.
Вывод: мнение, интересы и потребности ребенка в семье не учитываются. Он не чувствует, что может кому-то довериться, его психика находится в постоянном напряжении от необходимости проживать «чужую» жизнь.
Рекомендации: обеспечить ребенку личное пространство и время для занятий по интересам. Наблюдать, в какой деятельности он раскрывается (рисование, пение, танцы и т.д.). Пообщаться с воспитателями или педагогами кружков, чтобы понять, проявляется ли непослушание всегда или только в общении с родителями. И только после этого применять воспитательные меры, строго соответствующие возрасту ребенка.
Расшифровка ключевых понятий
2 пункт — ведущая деятельность по возрастам
А. Младенчество (0-1 год): непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Б. Ранний возраст (1-3 года): предметно-орудийная деятельность.
В. Дошкольный возраст (3-6(7) лет): сюжетно-ролевая игра.
Г. Младший школьный возраст (7-10 лет): учебная деятельность.
Д. Подростковый возраст (11-15 лет): интимно-личностное общение со сверстниками.
Е. Юношеский возраст (15-24 года): учебно-профессиональная деятельность.
Ж. Взрослость (25-60 лет): трудовая деятельность.
З. Старчество (60+ лет): общение.
Зона ближайшего развития
Это понятие, введенное Львом Выготским, означает задачи, которые ребенок пока не может решить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. Именно в этой зоне происходит настоящее развитие.
3 пункт. Пол ребенка и его потребности
Важно помнить о незримой эмоциональной связи: для мальчика связь с матерью остается крайне значимой примерно до 12 лет, для девочки — до 6 лет. Поэтому мальчики в детстве часто более ранимы, и существует мнение, что девочки взрослеют раньше. На самом деле, взрослеют все в своем темпе, но потребность мальчика в близости с мамой является приоритетной вдвое дольше. Нет ничего плохого в том, что мальчик много времени проводит с матерью и делится с ней переживаниями. Не отталкивайте ребенка — это базовая природная потребность. Требовать от маленького мальчика быть «мужиком», не плакать и все терпеть — значит искажать его здоровое восприятие мира и своих эмоций.
4 пункт. Причины непослушания
При поиске причин постоянных капризов и непослушания в первую очередь стоит опираться на концепцию нереализованных потребностей ребенка. За «плохим» поведением часто скрывается неудовлетворенная потребность во внимании, безопасности, самостоятельности или признании.
Если статья была полезной, обязательно подписывайтесь, пишите в комментариях свои вопросы, делитесь своим мнением.
Мне важно Ваше мнение!
#психология #детская психология #мнение эксперта #полезные советы #воспитание детей #непослушный ребенок #непослушные дети #дома с детьми #родители и дети #поведение ребенка
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Почему ребенок не слушается?.