Моему сыну двадцать один год. Это уже взрослый человек, и период активного воспитания, кажется, остался позади. Однако его поведение, выборы и жизненные приоритеты порой заставляют меня испытывать тревогу и сомнения. Я вижу в нём много хорошего — он лучше многих своих сверстников, — но меня беспокоит его кажущаяся неприспособленность к жизни, независимость от чужого мнения и отсутствие чётких, понятных мне целей. Возможно, я слишком тороплюсь с выводами, и всё лучшее у него ещё впереди? В голове постоянно крутится сравнение: «А вот мы в их годы…». Неужели разрыв между поколениями — это вечная и неразрешимая проблема?
Меняя себя, а не других
Как-то я наткнулась на мудрую мысль: «Попробуйте изменить себя, и вы поймёте, насколько ничтожны ваши шансы изменить других». Это поразительно точное наблюдение. Мы с лёгкостью замечаем недостатки в наших детях, коллегах, знакомых и прекрасно знаем, как им следует себя вести. Мы навязываем окружающим своё видение «правильной» жизни, считая его единственно верным. Однажды на встрече выпускников я пожалела одного одноклассника, решив, что его жизнь не сложилась. На что подруга мудро заметила: «А с чего ты взяла, что он несчастлив? У вас просто разные цели. То, что важно для тебя, для него может быть смешным».
Разные пути к одному счастью
Возможно, именно так происходит и с нашими детьми. У нас с ними разные цели? Или цель всё же одна — быть счастливым, — но понимание счастья кардинально отличается? Может, это даже хорошо, что они не идут по нашим стопам? У современного поколения действительно больше возможностей, но достичь их старыми, проверенными методами уже невозможно. Нас учили простой формуле: хорошо учись → поступи в институт → стань директором. Сегодня этот алгоритм не работает.
Новые правила игры
Универсальных рецептов успеха больше нет, как и непререкаемых авторитетов. В цене теперь индивидуальность, личный напор и умение быстро учиться. Старые модели достижения целей рухнули, а само понятие «успеха» изменилось до неузнаваемости, порой вызывая у нашего поколения недоумение. Когда я пытаюсь «образумить» сына, говоря, что заваливать сессию — плохо, он лишь смеётся. Оказывается, институт он посещает в основном ради меня и «корочки», которая, как он считает, нужна мне. Для него учёба в вузе — это потеря времени, потому что система образования, по его мнению, застряла в прошлом и не учит тому, что будет актуально завтра.
Будущее уже наступило
Время ускорилось невероятно, технологии развиваются стремительно, и наша некогда передовая система образования просто не поспевает за этими изменениями, буксуя на месте. Мой сын пошёл работать по той специальности, которую получает в институте. И вот парадокс: именно на работе ему по-настоящему интересно. Там он учится, растёт, переживает из-за неудач и стремится к большему. Видя это, я понимаю — он на своём пути. И моя главная задача теперь — радоваться за него, верить в него и постараться не мешать.