Что такое хореография и где здесь классика?
Для начала стоит прояснить ключевой термин — «хореография». На самом деле это общее понятие, которое охватывает все виды сценического танцевального искусства. Правильно будет говорить: «классическая хореография», «бальная хореография», «хореография современного танца» и так далее, включая народный и историко-бытовой танец.
Из-за неправильного понимания этого слова часто возникает путаница. Многие, услышав о классическом танце, сразу представляют себе бальные па, вальс или другие парные стили. Яркой иллюстрацией мира бальных танцев может служить, например, фильм «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром и Дженнифер Лопес.
Классический же танец — это фундамент, на котором строится, к примеру, балет. Взять хотя бы «Лебединое озеро» — это пример театральной хореографии, где классический танец служит основным выразительным средством. Однако важно понимать, что классическая хореография — это не синоним балета. Балет — это целое театральное представление, спектакль, в котором используется язык классического танца. При этом элементы и техника классической хореографии активно применяются и во множестве современных танцевальных постановок.
Правда и вымысел о теле и здоровье
Второй распространенный миф связан с питанием и внешним видом. Существует стереотип, что для занятий классикой недостаточно просто быть в хорошей физической форме — нужно соответствовать неким экстремальным стандартам худобы, чтобы ничто не мешало выполнять элементы вроде первой позиции или плие. Действительно, многие профессиональные балерины придерживаются строгих диет, а для поступления в хореографические училища существуют требования не только к весу, но и к пропорциям тела. Однако, как и в любой сфере, здесь есть разнообразие: среди артистов балета встречаются и те, кто от природы склонен к более плотному телосложению, и те, кто не изнуряет себя жесткими ограничениями в еде. К тому же, интенсивные занятия сами по себе являются отличным способом сжигания калорий — за полутора-двухчасовой урок можно потерять до 2 килограммов.
Мышцы, пуанты и личная жизнь
Третий миф пугает многих, особенно женщин: якобы занятия классическим танцем неизбежно приведут к перекачанным икрам, в которые потом не влезет любимая обувь. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Гипертрофия икроножных мышц — это, как правило, результат не техничной, неправильной работы в любом виде физической активности, будь то степ, стрип-пластика или другие танцы. Грамотные же уроки классического танца, наоборот, способствуют удлинению и вытягиванию мышц ног, помогают сделать их форму более ровной и изящной, убрать «галифе» на бедрах и подтянуть линию икры.
Четвертое заблуждение касается личной жизни. Бытует мнение, что классический танец требует такой полной самоотдачи, что на семью и рождение детей просто не остается ни сил, ни времени. Безусловно, профессия артиста балета, как и любая другая, связанная со сценой, очень требовательна к времени и энергии. Тем не менее, множество балерин, подобно актрисам, успешно совмещают карьеру с материнством и находят возможность уделять внимание семейной жизни.
Еще один страшный для многих миф — танец на пуантах непоправимо портит стопы. И здесь все упирается в технику. При правильной постановке корпуса, грамотном распределении нагрузки и корректной работе мышц танец на пуантах не является травматичным. Деформации стоп и пальцев ног можно избежать, если нагрузка распределяется физиологично и под руководством опытного педагога.
Ключ к успеху
Таким образом, главный залог безопасного и эффективного обучения классическому танцу — это не мифическая предрасположенность, а поиск профессионального, грамотного хореографа, который сможет правильно поставить технику и развеять все сомнения.
У многих людей сложилось довольно размытое и не всегда верное представление о том, что такое классический танец. Часто это происходит из-за того, что в общественном сознании стираются границы между различными танцевальными направлениями, такими как бальные, социальные или современные, и собственно «классикой».